arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Загадочное утро

Зимнее утро

"Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –"

Надеюсь, что в средней школе это учат до сих пор. А вот, возникают ли у деток вопросики, которые тревожат невинного меня?

В стихотворении 5 строф. В каждой из них, 6 строк. Которые рифмуются так: 1-2, 3-6, 4-5. Так рифмуются все, кроме странной 4 строфы. В которой рифмуется только 3-6 «печь» - «запречь».

Почему?

По дефолту отпадает немыслимое, что это чисто случайно или не доделано. Стихотворение выглядит полностью завершенным.

Пока у меня никаких версий нет, надеюсь, что этот пример подробно облизан пушкинистами.

Из мелочей:

1. «Под голубыми небесами
Великолепными коврами,»
Вначале, я подумал, что под небесами располагаются леса, они-то и являются вышеупомянутыми «коврами». Но слегка пошевелив клетками, решил, что небеса – являются коврами великолепными. Это подтверждают и знаки препинания.

2. «И берег, милый для меня.»
Чем этот берег настолько дорог поэту, что он перекликается с «другом милым»? То есть, берег оценивается так же высоко,как «друг прелестный»?

3. Кстати, о «друге». Идет ли речь о реальной красавице или... Мне кажется, отсутствие деталей в описании девы, отношение автора к «прелестному другу» дружеское, но не любовное, намекает на некую абстракцию. Муза поэта?

Date: 2015-11-11 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
??? Там все рифмы на месте:

Вся комната янтарным блеском А
Озарена. Веселым треском А
Трещит затопленная печь. В
Приятно думать у лежанки. С
Но знаешь: не велеть ли в санки С
Кобылку бурую запречь? В

Где вам рифмы не хватает?

Где вам рифмы не хватает?

Date: 2015-11-11 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Вся комната янтарным блеском А
Озарена. Веселым треском А

Думаю, что смутила точка после "озарена". Была бы запятая...Может, и должна быть?

А зачем "треском трещит"? В этом что-то есть или это просто так?

Date: 2015-11-11 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Почему запятая? Одно предложение кончилось, другое началось. Это называется enjambement, "перенос" - когда конец строки не совпадает с концом синтагмы. Пушкин умеет с ними играть, что неоднократно демонстрировал.

Словосочетания вроде "криком кричит" вполне допустимы, а как прием - тем более.
Edited Date: 2015-11-11 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Чувствуется, что умеет.
Но стихи продолжают смущать.
"Приятно думать у лежанки".

Это о чем, о ком? Красавица дремала, наверное, в кровати. Для этого времени это синонимы, или идет игра на понижение?
Почему "У" лежанки, рядом с лежанкой? Автор имеет в виду себя?
Насколько понимаю, печь была установлена в спальне?

Date: 2015-11-11 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Конечно, себя. Подразумевается, что какое-то время прошло, красавица уже давно встала, а он там угрелся у печки и предлагает, чем заняться дальше - покататься в санях.
Лежанка - это же не тахта, а выступ печи.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Как Вы оцениваете такую временную раскладку:

- автор появляется в спальне красавицы, которая уже не спит, а еще дремлет. (Вынесем за скобки вопрос, в чьем доме это происходит и учтем деревенскую простоту нравов).
- автор предлагает милому другу выглянуть в окно (спальни?).
- во время живоописания местности, дева успевает оденься и побаловаться утренним чаем, описание которого не входят в задачу автора.
- задумавшийся у "выступа печи" автор, встряхивается и предлагает прогулку на санях.
- описание предполагаемой поездки дается в будущем времени и не факт, что она была реализована.

Нет?

Date: 2015-11-11 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Да, примерно так. У меня, правда, более развращенное воображение - я всегда полагал, что никакой такой отдельной спальни у красавицы не было.
Edited Date: 2015-11-11 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Увы, я, конечно, не фантазировал, но...

В доме Пушкина красавицы не жили (по определению...), речь ведь идет о Михайловском?
Заночевать в доме красавицы Ал. Сер., конечно мог, теоретически. Документальных данных этому я не припоминаю.

Date: 2015-11-11 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
В биографию я не лезу. Не думаю, правда, что он так всю ссылку в Михайловском и спал один.

По тексту скорее восстанавливается картинка "мужчина, уже встав - или, во всяком случае, проснувшись, - любуется спящей женщиной".
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Я не умею лишать себя удовольствия от чтения биографий. Из того, что помнится, описываемая Вами картина - это голубая мечта Пушкина. Как понимаю, он только украдкой мог наслаждаться барышнями. С замужней Керн тоже было что-то второпях (и плохо документированно: свечку никто не держал, а Керн в воспоминаниях близость отрицала).
Дворовая девушка, которую Пушкин хотел сбыть Вяземскому, кажется, музой служить не могла.

Date: 2015-11-11 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Да сколько угодно - пусть это мечта. Стало быть, вот так он мечтал провести зимнее утро в деревне. Правда, этому несколько противуречит намек насчет берега - вроде бы рассчитанный на то, что "ты поймешь, а остальным незачем" - но но это, конечно, может быть игрой. Я только говорю, что играет он именно в эту игру.

намек насчет берега

Date: 2015-11-11 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Если попробовать методом исключения (за неимением в моем распоряжении лучшего):

- "там некогда гулял и я, но вреден Север" - кажется, этот берег, берег Невы, здесь исключается. Из деревни - не доехать, да и запрет еще не снят (если считать, что стих датируется до встречи с Николаем).

- если учитывать планы Пушкина удрать за границу через Прибалтику, до Балтийского берега тоже физически далеко.

А вот если считать, что это мечты - то тогда, конечно, протяженность пространства значение не имеет.

С другой стороны, чуть выше перечисляются: поля, леса и...не хватает третьего элемента. Может показаться странным, что, в таком случае, море прямо не упомянуто.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Криком кричит", как мне кажется, звучит привычнее. "треском трещит" - даже не помню, употреблял ли кто еще. Что Пушкину, конечно, не в упрек...
Наверное, это можно оценить как уход от "затертых слов и выражений".

А может, в пушкинскую эпоху было разговорной нормой?

Date: 2015-11-11 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Думаю, что скорее как раз уход, да - но "навскидку" уверенно не скажу.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Увидел, что "с помощью аллитерации он передает треск дров в печи" - да, наверное.

разное про Пушкина

Date: 2015-11-11 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Большое спасибо!!! С удовольствием погружусь.

Date: 2015-11-11 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Дальше тоже у вас странно.
"Великолепными коврами" относится к "лежит" (снег лежит как? - великолепными коврами).

"Милый берег" - действительно как бы намек, предназначенный только адресату: читателю неоткуда знать, с какими такими воспоминаниями он связан.

В третьем пункте толкование мне кажется натянутым ("Навстречу северной Авроры Звездою севера явись!" значит "Дева Севера, ты прекрасна, как звезда - явись же встречать северную (зимнюю) зарю!": по-моему, так можно только о живой настоящей женщине, а никак не о музе).

снег лежит

Date: 2015-11-11 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Но тогда снова запятой не хватает?

"Под голубыми небесами" (запятая?) - ведь здесь же определение места?

Date: 2015-11-11 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Нет, "под небесами" - обстоятельство места, "великолепными коврами" - обстоятельство образа действия. Они не однородные, запятая не нужна.

Date: 2015-11-11 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] krats.livejournal.com
С удовольствием читала разбор в комментариях) Синьор Белка, сдается мне, прикидывается местами. Но это как ведущий шоу, чтобы беседа сосоялась)

прикидывается местами

Date: 2015-11-12 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Ты слишком хорошо обо мне думаешь...

Я так давно учился в школе, что подзабыл базовые вещи.
Но обсуждение с теми, кто разбирается гораздо лучше меня, помогает понять то, о чем сам бы не догадался.

Re: прикидывается местами

Date: 2015-11-12 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] krats.livejournal.com
А в школе, да, и эти стихи изучают, и программа расширена. Не надо говорить, что она интересней, чем у нас была. Помню ещё Машкины записи - ритмы стихов тоже специальными способами записывали, типа твоих "1-2-3". Всё серьёзно в методике, но главное чтобы любили читать. У неё сейчас на филфаке обнаружились будущие преподы литературы, которые до сих пор не удосужились "Войну и мир" прочесть )) Их там профессора так и называют - "жертвы ЕГЭ" )
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Так оно, однако...
Прочитать все четыре (?) книги "Войны и мира" до сих пор считается доблестью. Что намекает, что читается не без труда. А ведь надо еще запомнить!
С другой стороны, я сейчас из химии помню только, что водичка - это Н2О.
Забывается все, что не используется ежедневно.
Сказывается еще то, что Толстой входит в ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ программу, которую, к сожалению, ЗАСТАВЛЯЮТ учить.

Date: 2015-11-11 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
"...И ты печальная сидела". Все ясно, никакой двусмысленности и в помине нет. Мы, читая это стихотворение в девять лет, прекрасно понимали, что речь о любимой женщине. Вопросов не было, а вот картина яркого зимнего дня и езды с ветерком - очень даже возникала.

речь о любимой женщине.

Date: 2015-11-11 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Наверное, меня смутил пушкинский напор. Вот так, без завтрака (ср. "Зима. Что делать нам в деревне?"), без намека, что деве надо одеться и принарядиться. А может, ей совсем не хочется прыгать в санки...

Выше, многомудрый френд с полным основанием указывает, что ковер я видел не там.
Но, возможно, мой промах объясним.
Да, снег имеет признаки ковра: он пушистый и лежит волнами. Но у меня был заскок - я, кажется, ни разу в жизни не видел БЕЛОГО ковра. только цветные. И эта приземленность заставила так лохануться...

Re: речь о любимой женщине.

Date: 2015-11-11 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
Да уж, напор, действительно...))) Переложи мы эту сцену в прозу, пришлось бы вставлять маленький скандал...)

Я тоже белого ковра не видел. Да и Пушкин-то навряд ли. "Снежный ковер" - просто речевое клише.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Дружеская критика и советы в комментах, сподвигли меня подумать, что последняя строфа - это описание будущей поездки, которая МОГЛА бы состояться.
Биография Пушкина, мне кажется, дает основание предположить, что такой КОНКРЕТНОЙ поездки в его жизни не было.
Были поездки коллективные.
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
Я тоже думаю, что поездка была лишь мечтательной.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Какое замечательное качество - претворять свои мечты в стихи!
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
...когда границу четко осознаёшь между поэтическими мечтами и повседневной жизнью. Не дай Бог путать одно с другим.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Интересно, путал ли Пушкин? Не припоминаю обсуждения такой темы.
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
Пушкин как раз, по-моему, реалист.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 06:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios