arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
ужасен тем, что подражал Блоку

((Припоминается, что для ААА всегда существовала единственная генеральная линия и единственная "табель о рангах".

В "реале", Есенин до сих пор ценится в народе как "народный поэт". А Блок занял свое призовое место у специалистов по стихам.
Даже в самом обывательском бытовом смысле, не понятно, "кто выше". Разве что, Блок не "жарил спирт". Ну и, по количеству жен проигрывал.))
.................
vazart

31 октября 2024, 15:31

31 октября. Лидия Чуковская
из записок об Анне Ахматовой в 1959-ом году:

31 октября 59. Записываю по памяти дней через десять. Бумажку, на которой я сразу сделала конспект, я потеряла. Поэтому речения Анны Андреевны я пересказываю, а воспроизвожу их только в тех случаях, когда помню дословно.
Свернуть

Пришла она ко мне сердитая, усталая, раздраженная. Провожал ее Оксман, и оба великие путешественника заблудились: позабыли номер дома, позабыли номер квартиры, а когда наконец нашли нашу парадную, никак не могли управиться с лифтом и долго ездили вниз-наверх. Я пыталась выяснить, почему же, где же это они заплутались, но Анна Андреевна на меня только рукой махала. А тут еще Люшенька позвала к чаю приятеля своего Сашу, незнакомого Анне Андреевне, и я боялась, что это даст повод для нового неудовольствия. На деле же случилось наоборот: при чужом человеке она разыгралась, развеселилась, разговорилась. Говорила все время почти одна. Пересказала нам весь роман Кафки «Процесс» от начала до конца.

Отозвалась же о романе так:

– Когда читаешь, кажется, словно вас кто-то берет за руку и ведет обратно в ваши дурные сны.

Рассказала тут же и биографию Кафки. На Западе он гремит, а у нас не издается.

Рассказала биографию Модильяни и свое с ним знакомство.

Прочитала нам «Летний Сад».

Потом, когда мы остались с ней вдвоем, призналась, что в стихотворении «Подумаешь, тоже работа» недовольна строкой


Так стонет средь блещущих нив.

Я же призналась, что в ее дивной «Музыке» меня беспокоит «Последний друг» и «первая гроза».

Она ответила:

– Вы правы. Но это трудно переменить.

Я у нее спросила: как же понравилась ей Цветаева о Пастернаке и Маяковском?

– Как все у Марины. Есть прозрения и много чепухи. В Маяковском она не поняла ничегошеньки. Бориса она любит и понимает. Некоторые вещи возмутительны: ну как, например, можно писать: «Есенински-блоковская линия»? Блок – величайший поэт XX века, пророк Исайя – и Есенин. Рядом! Есенин совсем маленький поэтик и ужасен тем, что подражал Блоку. Помните, вы мне как-то в Ленинграде говорили, что Есенин – блоковский симфонический оркестр, переигранный на одной струне? Так оно и есть.

Отвез ее домой в своей машине Саша.

Date: 2024-11-01 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Тутъ я склоненъ съ нею согласиться. Вотъ отчаянное закрыванiе глазъ на Г.Иванова ее не краситъ.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Тут я пас. Но с точки зрения ААА, и Высоцкий ни в какие ворота не лезет. Правда, бард публично поэтом себе не считал.
Edited Date: 2024-11-01 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Такъ Высоцкiй ей мимо всего - возраста, школы, эстетики, соцiальнаго круга и проч. Да и умерла она въ 64-мъ, когда онъ еще въ полную силу не вошелъ. Если бы она в немъ что-нибудь разслышала, это была бы очень серioзная заявка на безошибочность вкуса. А Ивановъ - изъ ея же круга, ученикъ Гумилева. Просто она его запомнила непрiятнымъ мальчишкой, и отказалась вѣрить, что изъ него могло выработаться что--нибудь хорошее. Ну и ревность тоже.
Edited Date: 2024-11-01 08:07 am (UTC)

Ну и ревность тоже.

Date: 2024-11-01 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Интересно бы процент этого чувства посчитать. В отношении к Цветаевой, Пастернаку, бывшему мужу и т. д.

Ну и, нюансы. Чехова ААА не любила за одну штуку, а создателей "12 стульев" за другую. Если не ошибаюсь.

Date: 2024-11-01 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Бывшаго мужа она принижала, пока не стало ясно, что болѣе значительнаго мужчины въ ея жизни не будетъ. Тутъ она рѣзко превратилась въ "настоящую вдову Гумилева", хранительницу памяти и проч.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
А еще, по молодости. Ранняя Ахматова должна быть намного "глупее" поздней. (Что там писал Есенин о "глупом розовом счастье").

А вот качество супругов тяжело поддается сравнению. Шилейко считается недооцененным. Следующий сожитель был крупной фигурой (не знаю, как он в качестве лектора) и "кончил жизнь трагически".

Да и паталогоанатом, кажется, в своей сфере был не последним. Можно ли считать еще одним "мужчиной" гражданина из Британии? Было, кажется, 2 ночи, но какие! Даже в стихах отразились.
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Шилейко недооцѣненъ, это правда, но къ Гумилеву по масштабу и влiятельности даже близко не приближается. Тутъ Модильяни могъ бы выступить, да ей было ясно, что она въ его жизни прошла незамѣченной, а это обидно.
Edited Date: 2024-11-01 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Похоже, возвращаемся на круги своя. Ежели в современной русской деревне устроить опрос: кто что знает про Есенина и Гумилева-старшего, то, кмк, ответы будут предсказуемы.

Насчет Модильяни - да, интересная тема. В плане психологии и женских чуств.
Не удивлюсь, ежели круг Ахматовой весьма тяготел к Европе. Как там, тоска по мировой культуре?

Но поэзия плохо преодолевает нац. границы. Толстоевского знают, Пастернака смотрели. А вот что Гумилев, что Мандельштам - для обычного европейского преподавателя уже все равно. ( Я, конечно, не про книжки-статьи и конференции. Это уже те, кто на этом зарабатывает.)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Я имѣлъ въ виду счеты внутри русской поэзiи, въ кругу поэтовъ и знатоковъ. Шилейко, какъ къ нему ни относись - второстепенный поэтъ из круга Гумилева. ААА выступала на этомъ полѣ.
Edited Date: 2024-11-01 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Я вообще думал, что он интересен ТОЛЬКО как востоковед.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"А холодная ночь одежды
Уронила на мокрый песокъ."

Попытался вообразить. Нет. Не получается.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Анти-Ахматовцы, если не путаю, намекали, что один из главных козырей ААА - смогла/повезло пережить многих своих сверстников. Всех мужей, к примеру.
Но, конечно, скажем Марина Цветаева вряд ли - в силу характера - могла стать знаменем недобитой поэтической волны.
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Да, она пережила всѣхъ, - даже и Пастернака, - оставшись въ твердой памяти и стихи писать не разучившись. И да, ея разговоры о поэзiи (въ т.ч. и съ Л.К.Ч.) во многомъ опредѣлили поэтическую iерархiю на два поколѣнiя впередъ - вплоть до кончины Софи Власьевны. Цвѣтаеву я на ея мѣстѣ не представляю себѣ. Во-первыхъ, она была дура, во-вторыхъ, цвѣтаевскихъ эпигоновъ и безъ того хватало.
Edited Date: 2024-11-01 02:33 pm (UTC)

она была дура

Date: 2024-11-01 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Изрядно сказано. Попробовал представить выражение лиц любителей Цветаевой.

Да, забавно, что на ее МЕСТО не тянул никто: ни Мандельштамы, ни поздний Пастернак.

И въ чемъ мѣрить?

Date: 2024-11-01 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
По числу разбитых чашек? (смайл)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
У той же Л.К. Ч. есть сцена, гдѣ она читаетъ Ахматовой Иванова, и та хорошее стихотворенiе издѣвательски комментируетъ.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Нарушая тем самым собственное правило, не нравится (автор), не пиши (о нем). Но, это правило слишком строгое. Кто же его выдержит?

Date: 2024-11-01 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Ну, строго говоря, она и не пишетъ.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Соглашусь. Разделяя тем самым любое "мусорное" устное мнение от чистого слова, бронзовеющего в тексте.
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
И она единственная никогда не поддалась обаянiю большевизма, ни ленинскаго, ни сталинскаго. И МЦ, и ОМ, и БП - всѣ въ какой-то моментъ шли на дудочку.
Edited Date: 2024-11-01 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Хотелось бы верить. Но - ничто человеческое ей не чуждо, некоторые колебания были. От разговоров, что Ленинград надо было сдать (решительно не помню источник - Чуковская?) до славословий в чксть воинов-победителей.

А еще, не удивлюсь, если ее могли соблазнить медными трубами в определенный момент эпохи, но - не захотели. Не посчитали нужным. (После Шилейко и до 1945 она жила в некотором смысле "приживалкой".)

Date: 2024-11-01 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Чуковская, да.
Да, воиновъ-побѣдителей она славила. Но это, во-первыхъ, правильно, а во-вторыхъ, это же циклъ "Слава миру", который ей, кажется, никто въ вину не поставилъ. Можно осудить того, кто не выдержалъ пистолета, приставленного к голове, но не выдержать пистолета, приставленного к головѣ сына, кажется, неподсудно.

Можно осудить

Date: 2024-11-01 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Даже циника Алексея Толстого, не знаю, стоит ли осуждать. Человек хотел вкусно кушать и жить барином. Что в этом плохого, если не стучал и не участвовал в пытках.

Часть пишущей братии можно ведь отнести к "опаленные солнцем": Бабеля, Катаева, Кольцова, который редактор,
короче "живых и мертвых".
Ну и, спорить о Фадееве. Который, кажется, таки подмахивал расстрельные списки?

Date: 2024-11-01 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Я не о томъ, кого можно осудить. Я о томъ, что Ахматову за этотъ циклъ, кажется, никто не.

Date: 2024-11-01 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Извините, это былъ комментарiй къ вѣткѣ выше - насчетъ того, что на ея мѣсто не тянулъ никто.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:16 am
Powered by Dreamwidth Studios