arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
обходя молчанием остальные

((По большому счету, эти летописи следовало бы создавать "кустами", где ветка жизни отдельного персонажа переплетается со всеми, с кем он/она пересекалась.
Но, это, конечно, неподъемный труд.))
............
"Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой призвана заложить надежную основу для будущей научной биографии одного из крупнейших русских поэтов ХХ столетия.

Книга, предлагаемая вниманию читателей, является вторым, значительно расширенным изданием Летописи. Первое ее издание выходило в 1996-2003 годах отдельными частями 1. Пятая часть, охватывающая последнее десятилетие жизни Анны Ахматовой (1957-1966), не была опубликована и в настоящем издании печатается впервые.

Необходимость нового издания обусловлена прежде всего значительным расширением за последние годы корпуса доступных свидетельств о жизни и творчестве Анны Ахматовой. Опубликованы неизвестные прежде воспоминания, дневниковые записи и письма современников Ахматовой (в том числе письма В. К. Шилейко 2 - мужа Ахматовой в 1918-1921 годы, дневники и письма Н. Н. Пунина 3, бывшего фактически ее мужем с 1924 по 1938 год), документы из государственных и частных архивов, историко-биографические исследования. Важные сведения появились также на ахматовских сайтах, возникших в эти годы в Интернете 4. Всё это дало возможность внести в настоящую Летопись существенные дополнения. Исправлены также отдельные неточности и ошибки, обнаружившиеся в первом издании. Кроме того, выпуски первого издания выходили небольшими тиражами и превратились уже в библиографическую редкость. Они практически недоступны вне основных хранилищ Москвы и Санкт-Петербурга.

Жанр летописи жизни и творчества занял достаточно прочное место в отечественной историко-филологической науке. Он весьма существенно отличается от жанра биографии. Составитель летописи по преимуществу лишь собирает воедино все известные ему биографические факты. В отличие от биографа, он не отделяет более важные факты и события от менее важных, воздерживается от каких-либо оценочных формулировок. Вместе с тем по обилию зафиксированных фактов и свидетельств летопись намного превосходит любую биографию, автор которой, естественно, отбирает лишь те факты, которые представляются ему значительными, обходя молчанием остальные.


Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/chernyh-letopis-zhizni/predislovie.htm
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Теперь можно определить, что это, скорее всего, было в 1904-м, потому что Гумилев и Андрей Горенко окончили 8-й выпускной класс гимназии в 1906-м, один в Царском Селе, другой в Евпатории. Андрей - с золотой медалью, а Гумилев - еле-еле, а в 7-м классе он вообще учился два года. Ясно, что всерьез такого гимназиста в Царском Селе мало кто воспринимал.

Из «Летописи» известно, что Инна, старшая сестра Анны, осенью 1904-го вышла замуж за Сергея Владимировича фон Штейна, тоже приятеля В. В. Голенищева-Кутузова, студента-филолога Петербургского университета. Становится понятно, что весной 1904-го «женихами» могли считаться студенты Штейн и Кутузов, но никак не гимназист Гумилев. А вечера, концерты и т.п. посещались компанией молодых людей и студентов, и с ними на законных основаниях могли быть учащиеся гимназий - Аня Горенко и Коля Гумилев, но с разрешения родителей, и только там, куда допускались гимназисты. И возникает вопрос, неужели вопреки всем запретам Анна проникла на выступление Дункан?

Аня была еще очень молода, летом 1904-го ей исполнялось 15 лет. По каким-то причинам они с матерью в тот год едут не в Севастополь, где каждое лето отдыхали всей семьей, а в Одессу. Там происходят встречи с известным в то время литератором и поэтом А. М. Федоровым (1868-1949). К этому времени относятся стихи Анны Горенко, датируемые 1904-м. По крайней мере, одно посвящено А.М.Ф., что по мнению исследователей, указывает на Федорова. Уже тогда можно заметить тенденцию: знакомые Анны относились к поэтическим и литературным кругам. Её стихи 1904-1906 гг. — о любви к некоему «романтическому герою», а в упомянутых стихах находим такие строки: «Над черною бездной с тобою я шла», «И песня любви нашей чистой была», «Ты нежно-тревожно меня целовал» и т.п.

Мать Анны пыталась как-то сдерживать бурное взросление дочери. Позже Ахматова вспоминала о том времени: « Я маму просила не делать три вещи: "Не говори, что мне 15 лет, что я лунатичка и что я пишу стихи"... Мама все-таки говорила. Я ее упрашивала. "Ведь я тебя так просила не говорить мне этого!"». (П. Лукницкий, дневник. 13.03.1925).

Судя по всему, Федоров поэтического таланта Ани Горенко не увидел, скорее его привлекал легкий флирт с юной девушкой. Да и вряд ли Аня всерьез увлекалась женатым взрослым человеком. Для нее был интересен первый литературный опыт общения с «настоящим поэтом». Вновь они встретились в 1906-м, когда Аня, сдав экзамены для поступления в 8-й класс гимназии в Киеве, заезжала в Одессу на обратном пути в Евпаторию.

Стихов Федорову она уже не посвящала, а о том, что было, сообщала кратко и насмешливо: «Летом Феодоров (так в письме – В.М.) опять целовал меня, клялся, что любит, и от него опять пахло обедом» (письмо С. Штейну, <декабрь?> 1906).

Вскоре после переезда из Евпатории в Киев в переписке со Штейном, имевшим уже некоторую известность поэта и критика, Анна замечает, соглашаясь с оценкой стихов Федорова: «Стихи Федорова за немногими исключениями действительно слабы. У него неяркий и довольно сомнительный талант. Он не поэт, а мы, Сережа, поэты» (2 февр. 1907).

Воспоминание В. Срезневской о юности Ани Горенко, что «в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди, старше двадцати пяти лет, познавшие уже много запретных плодов и пресытившиеся их пряным вкусом», следует теперь признать весьма неточным. Вряд ли 37-летнего Федорова можно было отнести к этой категории. Анне было интересно общаться с поэтами и литераторами, она хотела что-то узнать от них, что помогло бы ей найти свой путь в поэзию и мир литературы. Уже с юного возраста основные интересы в ее жизни, так или иначе, были связаны с поэзией. Но не гражданская же тема волновала девушку-поэта, а тема любви, встречи с первым избранником, или, по крайней мере, ожидание любви, игра в любовь.

Такая точка зрения позволяет утверждать, а не предполагать, как это делал автор ранее, что и Мешков, упоминаемый в письмах к Штейну, тоже был поэтом. А из поэтов того времени, оставивших след в истории, это мог быть только Николай Михайлович Мешков (1885-1947).


Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/evpatorijskie-tajny.htm


Источник: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/evpatorijskie-tajny.htm

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 09:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios