Хорошо быть Даром
Feb. 15th, 2022 07:45 pm"Имя Давида Дара также часто всплывает в связи с писательницей Верой Пановой, чьим третьим мужем он был. По свидетельству современников Панова была прекрасно осведомлена об истинные сексуальных интересах супруга, но "демонстративно ревновала его только к кухаркам". В 1970-е о Даре в этой связи ходила такая эпиграмма, автор которой неизвестен:
Хорошо быть Даром,
получая даром
Каждый год по новой
повести Пановой.
................
В 1980 году в Иерусалиме вышла книга воспоминаний Дара "Исповедь безответственного читателя" (несколько раз переизданная в том числе в США), в которой он не стесняется рассказывать и о своей гомосексуальности.
..............
Все мемуаристы тем или иным образом отмечают "близость" Дара к молодым ленинградским поэтам, намекая на его гомосексуальность. Откровенно об этом сказал только один из воспитанников Дара поэт и исследователь поэзии Константин Кузьминский: "… Мой учитель Давид Яковлевич Дар, который был единственным открытым гомосексуалистом в Питере, в 40 лет …понял, что мальчики - это лучшие девочки. И открыто это пропагандировал. Но он любил в мальчиках не заднюю часть, а талант и молодость.
...............
Давид Яковлевич Дар (настоящая фамилия Рывкин; 11 (24) октября 1910, Санкт-Петербург — 16 сентября 1980, Иерусалим)
Хорошо быть Даром,
получая даром
Каждый год по новой
повести Пановой.
................
В 1980 году в Иерусалиме вышла книга воспоминаний Дара "Исповедь безответственного читателя" (несколько раз переизданная в том числе в США), в которой он не стесняется рассказывать и о своей гомосексуальности.
..............
Все мемуаристы тем или иным образом отмечают "близость" Дара к молодым ленинградским поэтам, намекая на его гомосексуальность. Откровенно об этом сказал только один из воспитанников Дара поэт и исследователь поэзии Константин Кузьминский: "… Мой учитель Давид Яковлевич Дар, который был единственным открытым гомосексуалистом в Питере, в 40 лет …понял, что мальчики - это лучшие девочки. И открыто это пропагандировал. Но он любил в мальчиках не заднюю часть, а талант и молодость.
...............
Давид Яковлевич Дар (настоящая фамилия Рывкин; 11 (24) октября 1910, Санкт-Петербург — 16 сентября 1980, Иерусалим)
no subject
Date: 2022-02-15 06:46 pm (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2022-02-15 06:48 pm (UTC)Я очень хотел бы объяснить тебе это получше. Но, хотя с четырнадцати лет я полюбил литературу и до сих пор люблю ее со всем юношеским безрассудством, с муками ревности и тайными надеждами, с робким отчаянием и неудержимой радостью, я чувствую себя таким же незнающим и неопытным, как и ты, и тоже не могу ничего написать так как хочу, а могу писать только так как могу, и объяснить тебе, чем отличается хорошее произведение от посредственного, я тоже не могу, а могу лишь поделиться с тобой некоторыми неточными наблюдениями и сомнительными обобщениями, которые мне самому нисколько не помогают писать.
https://kkk-bluelagoon.ru/5knig/dar/dar_9.htm
no subject
Date: 2022-02-15 06:49 pm (UTC)В молодости я судил книги четко и жестко. Как критик.
— Это хорошая книга, — говорил я, — она написана без завитушек и украшений, а язык писателя должен быть простым, естественным.
— Это плохая книга, — говорил я, — она многословна и растянута, а краткость есть лучшее украшение ума.
— Это хорошая книга, — говорил я, — она правдива, а искусство не терпит лжи.
Так я судил книги в молодости.
Но, став старше, я с удивлением заметил, что к Лескову и Бабелю меня влекут как раз те затейливые узоры и украшения, которые в простой и естественной речи почти не услышишь.
И еще я заметил, что Достоевский и Томас Манн доставляют мне особую радость — один своим торопливым, а другой неторопливым многословием, — и если бы они писали кратко, то их ум потерял бы для меня половину своей красоты.
И еще я заметил, что Андерсена и братьев Гримм я люблю вовсе не за то, что есть в их сочинениях правдивого, а только за их небылицы.
Совершив это весьма наивное открытие, я понял, что одних писателей я люблю за те же самые качества, за которые осуждаю других.
no subject
Date: 2022-02-15 07:34 pm (UTC)Не презирай меня за это. Ведь, подражая другим, я научился ходить, говорить, читать. Как же мне не подражать другим, учась писать?
— Разве Лермонтов не подражал Пушкину? — спрашиваю я себя. — Разве Достоевский не учился у Гоголя?
Но, задавая себе эти вопросы, я уже нащупываю и ответ: я чувствую, что люблю Лермонтова не за то, что есть у него общего с Пушкиным, а именно за то, чего у Пушкина нет. И Толстого, и Достоевского я люблю не за то, что у них есть общего, а за то, что их отличает друг от друга.
Так я догадываюсь, что самое ценное в художнике — это его отличие от всех других художников, и если бы ты обратился ко мне за советом, то, мучительно преодолевая в себе властное влечение ко всякой подражательности, я рискнул бы дать тебе такой совет: цени в себе не то, что есть у тебя общего с самыми лучшими писателями, а только то, что тебя от них отличает.
no subject
Date: 2022-02-15 07:39 pm (UTC)Иерусалим
Уважаемая Ася Львовна!
Получил Ваше письмо от 27 марта. Каждое Ваше письмо напоминает мне о моей бесконечной вине перед Вами. Хотя эта вина не активная, а пассивная. Заключается она в том, что я не могу, по причине своего крайнего эгоизма и полной неспособности к какому-либо притворству (если даже это притворство и нужно для блага моего или других), скрывать СВОЕЙ НЕЛЮБВИ К ЖЕНЩИНАМ. Я не люблю женщин физиологически, я не люблю склад женского характера, особенности женского ума, проявления женского характера. Я понимаю, что моя нелюбовь к женщинам нелепа, несправедлива, безнравственна. Но любовь и нелюбовь даны нам свыше, какой-то силой, не поддающейся контролю разума. Я не знаю, когда эта моя нелюбовь возникла. Но она сильнее меня. Я виноват перед Вами в том, что не могу преодолеть этой нелюбви. Но преодолеть ее я, действительно, не могу. Я бегу от женщин. Прячусь от них. Боюсь их.
Это единственная причина моего хамского, несправедливого, оскорбительного отношения к Вам. Я полагал, что обо всем этом Вы догадаетесь сами по моим отношениям к Леше, к Васе. Удивлен, что Вы не догадались. Мужчина, особенно молодой, особенно пишущий, талантливый и умный (с моей точки зрения) мне почти всегда интересен. Самая талантливая, самая умная, самая нравственная женщина или девушка не вызывает никакого моего интереса. Дело, конечно, в сексе. Но Вы читали то, что я пишу. Только об этом я и пишу, что для меня весь мир окрашен сексуально. По всей вероятности, это ограниченность, недостаток ума, а может быть, старческая эротомания. Так или иначе, я такой и, к сожалению, не могу быть иным. Эта моя особенность много лет причиняла боль моей талантливой, умной и очень любившей меня жене. Мне было жаль ее, я страдал вместе с нею, но ничего не мог с собой поделать.
no subject
Date: 2022-02-15 07:46 pm (UTC)... Вот таким юродством спасался Давид Яковлевич Дар, писатель с лицом японской маски. Примерно 10-го года рождения. (Настоящая фамилия Ривкин: ДАР-ДЯР сложилось из инициалов). Печататься начал в 30-е. В автопробеге объездил всю Россию. Познакомился с Верой Федоровной Пановой. Девушка почему-то считала себя писательницей. Как бы то ни было, именно широкая спина Пановой позволила Дару безобразничать. В 40 лет он, например, обнаружил, что самые лучшие девочки — это мальчики. И стал практически открытым гомосексуалистом. Но за счет того, что был мужем Пановой, его особо не дёргали.
В Союзе писателей держали за белую ворону. Должен же быть в Союзе хотя бы один юродивый. Была одна королева — Ахматова (Ахматова всю жизнь играла королеву в обществе поголовных блядей, как писал уже я). И один шут — Дар. Впрочем, этот "шут" дружил с Пастернаком и вообще был на короткой ноге со всеми интереснейшими людьми того времени.
Однажды (шли 70-е) к Вере Пановой и Дару пожаловал с визитом
дружбы престарелый супер-лауреат Роберт Фрост. Дар звонит Геночке Трифонову, секретарствовавшему у Ольги Бергольц: "Гена, приготовьте, пожалуйста, Ольгу Фёдоровну!" — "Как я её должен "приготовить"? Как селёдку под шубой?..." Привозит среднепьяную Ольгу на Марсово, в квартиру сталинской лауреатки. Ольга входит. "Где тут поэт ХВОСТ?" ей показывают на старичка-боровичка, восседающего за столом. Ольга набулькивает, стоя, стакан водки: "Выпьем за КАПИЗДЯЛИСТИЧЕСКОЕ ИСХУЙСТВО!" и (Геночке): "А теперь пошли отсюда — на х..!" Визит дружбы закончен. Возможно, за столом присутствовал и тогдашний лит.секретарь Пановой, Довлатов...
no subject
Date: 2022-02-15 07:52 pm (UTC)— Почитайте.
— Сейчас читать?
— Сейчас.
На кухне Алеша Любегин стучал на машинке.
Я стала бывать в этом доме часто. Я хочу сказать, что стала бывать у него часто, очень часто. Нельзя сказать, чтобы тот, к кому я ездила, был со мной особенно любезен. Крутые повороты его настроения хлестали меня, но я терпеливо сносила их. Все прощая. Сознательно все прощая. Заранее все прощая. Сегодня, завтра и всегда, до конца наших совместных дней. Пока я еще смогу ходить или ездить. И буду сидеть у старого письменного стола в кресле. И впивать, втягивать в себя то, что сидело у письменного стола передо мной. Его.
Удивительные между нами сложились отношения. Свой единственный свободный день — пятницу и все, все пятницы — я была у него. Я забросила все свои хобби. Они перестали меня интересовать. Он не отпускал меня, когда я вставала, чтобы уйти, когда мне казалось, что пора уже уйти. Но потом внезапно (в какой-то момент наступало для него пресыщение), он, на полуфразе обрывая, говорил: «Наше свидание с Вами закончено». И я уходила. Чтобы прийти снова и снова выслушать то же.
Он не замечал этих слов обидности. Он был мэтр. И ведь тогда, в первый раз, я пришла к нему — к мэтру. Так наступило возмездие. Верно сказал Акутагава: «О греки, поставившие над Юпитером Бога мести: вы знали все и вся».
Он поражался моему невежеству. Как можно преподавать литературу в школе, не читая Библии, не слыша никогда о существовании «Моби Дика» Мелвилла.
— Вы читали?
— Нет.
Он остро смотрел на меня. Улыбался. Пораженно молчал.
no subject
Date: 2022-02-15 07:55 pm (UTC)Вчера уже на пороге (еще на пороге?) — не успела я перейти порог, как он мне сказал, что у него нет времени для меня: сейчас 45 минут третьего, мы договорились с Вами о встрече в два часа, в три ко мне придет человек, который приехал из Москвы.
Это было так неожиданно для меня, потому что никогда он не встречал меня зло (для этого надо было ранее или в эти 45 минут пересмотреть наши отношения и решить, что они не нужны, ничего не дают, только утомляют, отнимают время), — что у меня внутренне закружилась голова.
Даже не предложить посидеть 5 минут.
После часа езды, автобуса, метро и трамвая.
И все же мы проговорили 40 минут. Вероятно, он не посмел (воздержался, постеснялся, прошел взрыв) меня попросту выгнать.
Он сказал, что у меня неправильное представление о его времени, я его представляю свободным человеком, у которого много времени, а у него каждый час на учете. Здесь он прошел в комнату и показал мне в папках работы, которые его ждут: редакция повести Халифа, редакция сборника «Евреи в СССР», надо написать статью в ответ на выступление Маркова на 6-м съезде писателей — это его гражданский долг.
Я присела на кресло прямо в плаще, в косынке, это дало мне возможность передохнуть, успокоить сердце и голову.
Он стал мне говорить, что мы совершенно с ним разные люди, разное отношение к вещам, он не религиозный и не социальный. Дневник мой, если его нельзя читать другим, — дарить ему не надо: он не держит книг. Повесть мою, если это не литература, — оставлять у него не надо. Для удовольствия он почитает Платона.
Он знает, что он черствый, мерзкий старик. Может быть, это старческое. Вероятно, я никогда не имела дела с людьми такого возраста. Ему осталось мало жить. К нему приходят по делу.
Я думала, что его интересуют люди, а если по делу (это сказано было не без едкости), то, может случиться, что приеду еще через 8 лет, и упрекнула его тем, что отдавала ему все свои свободные дни. И сказала, что я дорожу его обществом, и у меня характера и терпения хватит.
А ведь он мне говорил, что если к нему приходят не вовремя, он прямо от порога отсылает. Но я себя чувствовала рядом с ним женщиной и думала, что мне можно быть неаккуратной.
no subject
Date: 2022-02-15 07:58 pm (UTC)