arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
«Я - сын палача»: Валерий Родос и его книга

Едва ли я стала бы читать книгу с таким заглавием (Родос В. Я – сын палача. М.: ОГИ, 2008. (Частный архив). 656 с), если бы ее написал кто-то другой.

Со старшей сестрой автора, Нелей Родос, я училась в одной школе, а последние три школьных года - еще и в одном классе. Хорошо помню их маму - высокую, стройную, коротко стриженую темноволосую женщину, регулярно приходившую в нашу 175-ю школу, таща за руки карапуза Валерку и маленькую Светку, которая позже тоже поступит в нашу школу.
....................
"В мемуарных очерках «Внутри истории» (М., 2002), в разделе, посвященном 175-й школе, я уже писала о том, что нас мало интересовало, где работали родители других девочек, причем это касалось даже одноклассниц. Конечно, я знала, что Галя Поскребышева, сидевшая на парте позади меня, была дочерью секретаря Сталина. Но я понятия не имела, кем работал отец Нели Родос, сидевшей в соседнем ряду - как и я, на первой парте, хотя познакомились мы еще в эвакуации, в 1943 году, где ее семья жила в самом большом жилом доме в г. Молотове (Перми) – он назывался «Дом чекиста».
.....
"Удивительным образом, в 175-й школе нас тоже совсем не занимало, где и кем работают родители соучениц и даже одноклассниц. Некоторых девочек привозили на машине – и что с того? В большинстве случаев они жили довольно далеко от школы. Разумеется, странно было бы не знать, что отец Наташи Ливановой – знаменитый МХАТовский актер, отец Нуннэ Хачатурян – Арам Ильич, композитор, а тетя Аленушки Толстовой - всем известный диктор Наталия Толстая. Но я, например, только кончив школу, узнала, кем был отец Майки Вознесенской, хотя она училась классом старше, вместе с моей близкой подругой Кирой. Да и узнала я это единственно потому, что случилось несчастье, названное потом «Ленинградское дело».

Это неведение и безразличие стоит отметить, потому что оно задает невероятный для сегодняшнего читателя внеиерархический ракурс восприятия сверстников в школе, где вперемежку учились дети тиранов и палачей, дети просто «первых лиц» и дети рядовых москвичей - бухгалтеров, инженеров, граждан с образованием и без.

https://polit.ru/article/2008/05/16/rodos/

– После ареста и расстрела отца, уже в оттепельные времена ваша семья на себе испытала, что значит быть родственниками репрессированного. Чувствовали ли вы себя тогда "врагом народа"?
– Нет, я не чувствовал себя врагом народа, я ему чужой. И он мне. У меня возник встречный вопрос: а чего добиваетесь вы сейчас этим интервью? Моего покаяния? Хотите еще раз оттоптаться? Зачем вам это?

– Сейчас в России опять много спорят о покаянии. Как вы думаете, могло бы что-то изменить в судьбе страны признание сталинизма преступлением против народа, какое-то общее покаяние за те преступления режима?
– Тут момент, где я ни с кем не согласен. Моя позиция проста: там, где нет должности – палач, там их и нет. А если объявить вакансию, набежит сколько требуется. Нет, ничему не поможет покаяние. Если вот сейчас, скажем, Путин решит полностью восстановить тот режим, найдется столько палачей, сколько потребно. Вне и независимо. Вообще эта погоня за ведьмами, в какой уже раз, наказание людей и их детей за вину государства… Давайте не разрушать Бастилии, а прекратите их строить. И есть еще одно: глубоко уверен, что личная вина Сталина сильно преувеличена. А Ленин? Мао? Ким? Пол Пот? Виновата идея (преступная) коммунизма. Необходимо большое исследование: "Работа и вина". Виноват ли хирург, который ошибся, и пациент умер; строитель, у которого дом развалился и похоронил под собой тысячу. Солдат, который убивает незнакомых ему людей. Вообще является ли выражение "Я делал свою работу"– индульгенцией?

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 07:04 am
Powered by Dreamwidth Studios