arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
"Габриэль Суперфин"

"Вы сказали, что у вас была общая статья. Вы близко общались?

Мы были близкими друзьями. До него я историю совершенно презирал. Темой, которой он занимался, заинтересовал и меня. Тогда это были декабристы и масоны, и роль личности в истории. Для него в тот момент тоже было некое приобщение к истории. А до этого он пришёл, как стихотворец, пишущий и любящий Евтушенко (или Вознесенского?). Как говорят, – я не знаю его стихотворчества.

Как вы эволюционировали от науки к политической деятельности? Что вас вдохновляло?

События, которые нас лично захватили. Меня отчислили из университета как бы за неявку на учёбу. Круг моих друзей в Москве включал людей, которые сели, или которых посадили впоследствии. Первый круг – Ирина Емельянова и ее мать Ольга Ивинская. Мой ближайший круг – это мальчики и девочки, которые учились с Ириной в одной школе. Мы вместе были на похоронах Пастернака; затем арест близкого человека за валюту; отрицательное отношение к чекистам – всё это уже было и постоянно присутствовало в моей жизни. А после я оказался на площади Маяковского. Там собиралась вся молодая Москва, и как через сито – оставались: Буковский, Галансков. Как-то я познакомился с Горбаневской, прочтя её стихи в машинописном альманахе «Феникс». Это было летом 1962 года, ещё до моего поступления в университет.

А однажды меня задержали на площади Маяковского, тогда я уже работал в Архиве Советской армии – тогда уже многих задерживали, делал это оперотряд горкома комсомола, - допросы, изъятие записных книжек, чтобы выявить контакты. У меня тоже отобрали записную книжку, сообщили на работу. В январе 2019 года я читал своё «Дело» в Российском государственном военном архиве (РГВА). Как такового «Личного дела» нет. Есть две-три несброшюрованные бумажки: анкета, заявления о приеме на работу и - ответ бюро комсомола архива на запрос, кажется, Горкома комсомола (а самого запроса в данных мне бумагах не было): вопросы, что собой представляет человек, почему он не вступил в комсомол, и информация о моем задержании.

Вами «интересовались» несколько раз?

Кроме только что упомянутого, был эпизод году в 1961-м. В книжном магазине «Академкнига» (на углу - в прежней номенклатуре – ул. Горького и проезда МХАТа) в букинистическом отделе при публике я заговорил с одной покупательницей. Она оказалась Натальей Владимировной Кодрянской, эмигранткой, ее книгу о Ремизове я уже читал. Когда она выходила из магазина, сопровождавший ее водитель «ЗИМ»а прошипел мне: «Мы тебя найдем». И – до 1969 года особых следов внимания ко мне не замечал (сейчас вспомнил, не как ответ на вопрос: в 1968 году в Тарту арестовали нашего общего знакомого, корреспондента русскоязычной республиканской газеты. Причина – его конфликт с первым секретарем Компартии Эстонии. И мы, несколько студентов-друзей, написали письмо в защиту арестованного. И к нам приезжал из Таллина инструктор ЦК объяснять, что арестованный уголовник и т.д.)

https://istorex.ru/Novaya_stranitsa_17?fbclid=IwAR12DInwNi4jAqx7VbZ-5z033fSbTJh0qJL6tJGyrofMX8Kl3bilcARxz-Q
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Вас содержали отдельно от других заключенных, а на работу ходили вместе?

Когда я сидел в камере – работа была внутри камеры – швейка. Пока я не отказывался от работы, как ставший на статус политзаключённого – был такой момент, когда я сорвал бирку, и сказал, что перехожу. Посадили в карцер, а потом отправили во Владимирскую тюрьму за нарушение режима, где я провел почти три года.

Вас там посадили в одиночку?

В одиночке и в карцерах я был только во время голодовки. А так – нет. Тогда я снова встретился с Буковским. Но в основном всё время сидел с украинцами.

Там ещё сидели коллаборационисты в то время?

Коллаборационистов не было. Последний коллаборационист, с которым я встречался – это было еще на свободе. Тот, кого вы сейчас издаёте – Меньшагин[1]. Я познакомился с ним летом в 1971 году. Мы продолжали общаться.

Вы говорите, что сидели с украинцами. У вас не было с ними трений?

Как говорят в народе: «У кого-то, может и были», но у меня – не было. Я как-то быстро принял их точку зрения об отделении от России.

А потом вас отправили в ссылку, чем вы там занимались?

Ничем! Числился слесарем-сантехником. Они сами не могли придумать, какую работу мне дать. Я и садовником работал – поливал, сажал цветы, а потом приходил и видел, что там всё выкопано. То ли кто-то проверял – не прячу ли я там чего-то, то ли просто непривыкшее к зелени местное население воровало посаженные цветы. В общем, они не знали, как от меня избавиться. Но это было по закону, после тюрьмы я должен был отбывать ещё два года ссылки.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:06 am
Powered by Dreamwidth Studios