надо не только любить
Mar. 26th, 2025 09:10 pm"Как сказано у Ильфа и Петрова, «надо не только любить советскую власть, надо сделать так, чтобы и она вас полюбила». Его самого советская власть никогда не любила. Происхождение подкачало: из либеральной интеллигенции подозрительного града Санкт-Ленинбурга. Чистота рабоче-крестьянской крови ценилась у советской власти не меньше, чем арийская чистота у нацистов.
http://loveread.ec/read_book.php?id=56609&p=18
http://loveread.ec/read_book.php?id=56609&p=18
no subject
Date: 2025-03-26 08:34 pm (UTC)Чехов говорил, что перепробовал все жанры, кроме доносов.
no subject
Date: 2025-03-27 07:07 am (UTC)Дмитрий Шостакович - Исааку Гликману
14.Х.1952. Москва
Дорогой Исаак Давидович.
С большой благодарностью возвращаю тебе тетрадку с конспектами*. В моей работе по изучению классиков марксизма-ленинизма мне очень помогло чтение твоих конспектов. Хотелось бы знать, как ты живешь. Моя жизнь идет хорошо**. Вернулась домой Нина. Но после праздников она опять уедет. Возможно, я поеду вместе с ней. В Тбилиси, Баку и Ереване я буду знакомиться с новыми музыкальными произведениями. А возможно, что и не поеду. Все будет зависеть от обстоятельств. Передай привет Вере Васильевне и всем твоим.
Твой Д. Шостакович
* История с конспектом такова. Союз композиторов, озабоченный идейным воспитанием Шостаковича, решил избавить его от посещения кружков и предоставить ему возможность индивидуально изучать труды Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», а также «Экономические проблемы социализма в СССР». Они были опубликованы в 1950 и 1952 годах и изучались по всей стране с превеликим усердием, ибо в то время культ Сталина поднялся на головокружительную высоту.
Для того, чтобы облегчить Шостаковичу изучение упомянутых трудов, к нему был направлен домой для «инструктажа» педагог. Это было, конечно, очень любезно со стороны Союза композиторов.
Я как раз жил у Дмитрия Дмитриевича, когда он не без волнения ожидал прихода наставника. В назначенный час раздался звонок и в кабинете появился человек почтенного возраста, старавшийся, как мне показалось, расположить к себе неофита Шостаковича. Однако беседа на общие темы не клеилась. Разговор о погоде быстро исчерпал себя. В моем представлении положение было явно трагикомическим.
Дмитрий Дмитриевич с подчеркнуто серьезной миной на лице приготовился слушать наставления и рекомендации непрошеного гостя, который в полной мере осознавал всю важность возложенной на него миссии. Она ему льстила и вместе с тем требовала от него возвышенно-вдохновляющих слов. Конечно, Шостакович - композитор знаменитый, но он совершил большие идейно-творческие ошибки. Для того чтобы ошибки не повторялись, необходимо поднять его идеологический уровень, чему он - наставник - будет всячески споспешествовать. Визитер внимательно оглядел кабинет, похвалил его устройство и затем в мягкой форме, даже с виноватой улыбкой выразил удивление по поводу того, что не видит на стенах кабинет портрета «товарища Сталина». Время было тяжелое. Удивление прозвучало как упрек. Дмитрий Дмитриевич смутился, начал нервно ходить по комнате и выпалил, что он непременно приобретет портрет «товарища Сталина». (Правда, обещание осталось невыполненным, так как вскоре мода на сталинские портреты прошла.)
«Ну, вот и хорошо. А теперь приступим к делу», - сказал умиротворенный наставник.
Когда началась проповедь, я почувствовал себя лишним и быстро ушел в другую комнату.
По окончании визита мы обсуждали неожиданную ситуацию. Дело в том, что Шостаковичу было вменено в обязанность время от времени показывать наставнику конспекты изучаемых им трудов. Это Дмитрию Дмитриевичу не очень-то улыбалось, и я пообещал ему прислать из Ленинграда изготовленные мною конспекты вышеназванных трудов для «критического освоения», как было принято говорить в те времена.
Свое слово я, разумеется, сдержал, за что меня благодарил Шостакович.
Но лиха беда начало.
Примерно месяц спустя, в ноябре 1952 года возникла необходимость, причем самая неотложная, конспектировать высказывания Г.М.Маленкова о «типическом в художественном творчестве», вошедшие в текст его доклада на XIX съезде партии. Высказывания эти изучались создателями духовных и культурных ценностей, ибо без глубокого постижения оных высказываний художественное творчество не могло стать полноценным. Такова история с конспектами, случившаяся в достопамятном 1952 году.
** Когда Шостакович с некоторым вызовом сообщал мне, что его «жизнь идет хорошо», то он тем самым давал мне понять, что на душе у него плохо и настроение прескверное. Так уж повелось в нашей переписке. Несведущий читатель примет за чистую монету мажорную фразу Дмитрия Дмитриевича.
на душе у него плохо и настроение прескверное
Date: 2025-03-27 09:42 am (UTC)Простодушному читателя и не понять.
no subject
Date: 2025-03-27 07:09 am (UTC)Горячо поздравляю тебя с Новым годом. Я верю в то, что Новый год тебе придется прожить еще лучше, чем прошедший 1955 год.
Как всегда, приходится тебя тревожить просьбой. Сообщи мне пожалуйста, где, когда, в каком томе собрания сочинений А.П.Чехов написал: «Писатель никогда не должен быть помощником полиции и жандармерии». (Эту мысль я излагаю своими словами.) Дня два тому назад, беседуя с представителями прогрессивной литературной общественности, я сослался на эту мысль Чехова. Прогрессивные литераторы потребовали от меня доказательств (в каком томе, в каком издании и т.п.). Я пообещал представить доказательства через несколько дней.
Д.Шостакович
Просьба Шостаковича имеет свою предысторию. Она вкратце сводится к следующему.
Во времена культа личности Сталина иные писатели не только одобряли, но и приветствовали репрессии по отношению к ни в чем неповинным людям. Это, разумеется, вызывало негодование и у Шостаковича, и у меня.
В печальных беседах на такого рода темы я однажды напомнил Дмитрию Дмитриевичу замечательное письмо А.П.Чехова, адресованное издателю «Нового времени» А.С.Суворину. В этом письме Чехов выступает защитником оклеветанного репрессированного Дрейфуса, восхищается доблестным поведением Эмиля Золя, резко порицает суворинскую газету, занявшую постыдную позицию, антидрейфусовскую. Когда после 1953 года наступила пора переоценки многих ценностей, Шостакович в разговоре с некоторыми московскими литераторами, которых он иронически называет «представителями прогрессивной литературной общественности», вспомнил о письме Чехова к Суворину, но собеседники Дмитрия Дмитриевича, у коих, вероятно, было рыльце в пуху, об этом письме ничего не знали и ничего не ведали.
Шостакович, будучи большим и тонким знатоком чеховского творчества, не мог, однако, вспомнить дату письма и обратился ко мне с просьбой указать ее. Я тотчас сообщил ему, что письмо, о котором мы давно говорили, было написано 6 февраля 1898 года из Ниццы, и в нем было сказано: «Дело писателей не обвинять, не преследовать... Обвинителей, прокуроров, жандармов и без них много».
Шостакович высоко ценил это чеховское письмо-кредо, на которое я ему указал в тяжелые времена.
29.XII.1957. Одесса
Дорогой Исаак Давыдович!
Приехал я в Одессу в день всенародного праздника 40-летия Советской Украины. Сегодня утром я вышел на улицу. Ты, конечно, сам понимаешь, что усидеть дома в такой день нельзя. Несмотря на пасмурную туманную погоду, вся Одесса вышла на улицу. Всюду портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также т.т. А.И.Беляева, Л.И.Брежнева, Н.А.Булганина, К.Е.Ворошилова, Н.Г.Игнатова, А.П.Кириленко, Ф.Р.Козлова, О.В.Куусинена, А.И.Микояна, Н.А.Мухитдинова, М.А.Суслова, Е.А.Фурцевой, Н.С.Хрущева, Н.М.Шверника, А.А.Аристова, П.А.Поспелова, Я.Э.Калнберзина, А.И.Кириченко, А.Н Косыгина, К.Т.Мазурова, В.П.Мжаванадзе, М.Г.Первухина, Н.Т.Кальченко.
Всюду флаги, призывы, транспаранты. Кругом радостные, сияющие русские, украинские, еврейские лица. То тут, то там слышатся приветственные возгласы в честь великого знамени Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также в честь т.т. А.И.Беляева, Л.И.Брежнева, Н.А.Булганина, К.Е.Ворошилова, Н.Г.Игнатова, А.И.Кириченко, Ф.Р.Козлова, О.В.Куусинена, А.И.Микояна, Н.А.Мухитдинова, М.А.Суслова, Е.А.Фурцевой, Н.С.Хрущева, Н.М.Шверника, А.А.Аристова, П.А.Поспелова, Я.Э.Калнберзина, А.П.Кириленко, А.Н.Косыгина, К.Т.Мазурова, В.П.Мжаванадзе, М.Г.Первухина, Н.Т.Кальченко, Д.С.Коротченко. Всюду слышна русская, украинская речь. Порой слышится зарубежная речь представителей прогрессивного человечества, приехавших в Одессу поздравить одесситов с великим праздником. Погулял я и, не в силах сдержать свою радость, вернулся в гостиницу и решил описать, как мог, всенародный праздник в Одессе.
Не суди строго.
Крепко целую.
Д.Шостакович
Источник: http://www.russian-globe.com/N55/ShostakovichGlikman.htm ; Письма к другу. Дмитрий Шостакович - Исааку Гликману
не в силах сдержать свою радость
Date: 2025-03-27 09:44 am (UTC)Не поленился перечислить всех поименно!