Рассказ входит в состав сборника «Офицеры» (Флибуста, ЛитМир). Каков его сюжет? Героя, эмигранта, навещает приехавший из советской России брат, и от своих средств, неожиданно обильных, выделяет деньги на ортопедическую обувь, остро необходимую дочери. Позже оказывается, что брат, представлявшийся агентом тайной антибольшевистской организации, напротив, агент ГПУ, смысл его приезда - заманить в ловушку одного из деятелей белого движения. Герой берет ножницы и уничтожает ценные "сапожки". Это непростой финал. Не только в смысле "трагический", непростой для понимания. Понятно, что предательство и ловушка зло, но это уже случилось. Разрушение полезной вещи никак этого не исправит, даже, казалось бы, добавит к совершенному злу новое, теперь еще и дочь не сможет ходить. Так для чего оно? А между тем здесь и пролегает водораздел. Некоторые говорят, что между верой и атеистическим гуманизмом нет принципиальной разницы, поскольку на практике они предписывают одни и те же поступки. Как видите, не всегда. Гуманизм рационален: раз благо существует, то безразлично, откуда оно взялось и какой ценой оплачено, надо пользоваться. Вера в этом вопросе глубоко иррациональна: исходяшее из прОклятого источника тоже прОклято. Герой рассказа поступил как глубоко верующий человек, и я поддерживаю его решение, несмотря на кажущуюся жестокость. http://grey-horse.livejournal.com/1788130.html
no subject
Date: 2023-12-25 08:54 pm (UTC)Каков его сюжет? Героя, эмигранта, навещает приехавший из советской России брат, и от своих средств, неожиданно обильных, выделяет деньги на ортопедическую обувь, остро необходимую дочери. Позже оказывается, что брат, представлявшийся агентом тайной антибольшевистской организации, напротив, агент ГПУ, смысл его приезда - заманить в ловушку одного из деятелей белого движения. Герой берет ножницы и уничтожает ценные "сапожки".
Это непростой финал. Не только в смысле "трагический", непростой для понимания. Понятно, что предательство и ловушка зло, но это уже случилось. Разрушение полезной вещи никак этого не исправит, даже, казалось бы, добавит к совершенному злу новое, теперь еще и дочь не сможет ходить. Так для чего оно?
А между тем здесь и пролегает водораздел. Некоторые говорят, что между верой и атеистическим гуманизмом нет принципиальной разницы, поскольку на практике они предписывают одни и те же поступки. Как видите, не всегда. Гуманизм рационален: раз благо существует, то безразлично, откуда оно взялось и какой ценой оплачено, надо пользоваться. Вера в этом вопросе глубоко иррациональна: исходяшее из прОклятого источника тоже прОклято. Герой рассказа поступил как глубоко верующий человек, и я поддерживаю его решение, несмотря на кажущуюся жестокость.
http://grey-horse.livejournal.com/1788130.html