Чтобы на русском было возможно говорить на очень многие темы - в том числе, "о науке" - должны быть многочисленные и различные переводы. И популярных книг, и современных научных, и классиков. Тогда те, кто заинтересуется - через сколько бы лет это ни произошло и как бы мала ни была доля этих интересующихся - смогут прочесть и двинуться дальше. А если нет - то нет, как говорили испанские гранды королю. Тогда наука, несомненно, будет существовать - ну, как-то будет, отчего нет. И русские в науке будут - отчего нет. Родятся тут, уедут и будут заниматься наукой. На русском о современной науке говорить будет нельзя - не только, как сейчас, совсем не с кем, но и не на чем - и слов таких нет, и обороты всё незнакомые...
Не конец света, конечно. В конце концов, вложив должные усилия, язык можно научить говорить на эти темы - были примеры. Вот японцы в конце XIX в. учили свой язык выговаривать чужие слова, с нуля. Это каждый раз подвиг - и можно (поскольку времена не легендарные) еще различить имена тех, кто бросил жизнь на то, чтобы в японском получилось еще вот такое слово, и еще такое... В русском в XVIII-нач. XIX вв. была та же примерно история, почти. Так что - можно. Да вообще всё можно начать с нуля. Чем этих отмывать, проще новых нарожать. Развивающейся стране третьего мира, выходящей из тьмы к начаткам культуры, это будет хорошей задачей. За какую-нибудь сотню лет совокупными усилиями язык удастся вытянуть на тот уровень, где он был в начале ХХ в.
no subject
Date: 2022-02-14 05:49 am (UTC)Не конец света, конечно. В конце концов, вложив должные усилия, язык можно научить говорить на эти темы - были примеры. Вот японцы в конце XIX в. учили свой язык выговаривать чужие слова, с нуля. Это каждый раз подвиг - и можно (поскольку времена не легендарные) еще различить имена тех, кто бросил жизнь на то, чтобы в японском получилось еще вот такое слово, и еще такое... В русском в XVIII-нач. XIX вв. была та же примерно история, почти. Так что - можно. Да вообще всё можно начать с нуля. Чем этих отмывать, проще новых нарожать. Развивающейся стране третьего мира, выходящей из тьмы к начаткам культуры, это будет хорошей задачей. За какую-нибудь сотню лет совокупными усилиями язык удастся вытянуть на тот уровень, где он был в начале ХХ в.