arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Иногда смотришь на картину в музее и недоумеваешь: согласно всем законам и правилам она должна понравиться, а вот совсем не интересна. Такими мне всегда казались картины Эль Греко….

По всем статьям они должны были бы впечатлить, но мне они виделись холодными и симулирующими. И только потом, когда выяснялись подробности биографии художника, когда в музеях я встречался с его работами еще и еще, становилось понятно, почему живопись не задевает. И не мудрено, что Эль Греко был скучен: его огромная фабрика живописи производила регулярно массу холстов, которые все были исполнены в фирменной манере критского гения. «Святых Францисков, размышляющих о смерти вместе с братом Лео» сделано более ста и разослано по всей Испании.

В 1606 году, чтобы еще лучше продавалось, Эль Греко заказал с картины гравюру. И помогло! И продавалось еше лучше! Сейчас оригиналом объявлен холст в Оттаве, а остальным Францискам до него допрыгнуть почти нет возможности. Потому в серьезных музеях, вроде Миланской пинакотеки Брера, Франциски эти не выставлены, но зато ими гордятся маленькие испанские городки (в нашем музее есть подлинник Эль Греко!!!).

Да еще дорогим аукционам с адвокатами и присяжными искусствоведами иногда удается продавить атрибуцию и изменить табличку со «сделано в мастерской» на «оригинальную работу». Совсем недавно (в декабре 2017 года) такая оригинальная была удачно продана за 6,871,250 фунтов на Кристис в Лондоне. Вот она.

№ 1 Эль Греко Святой Франциск и брат Лео во время раздумий 1600-е гг., частная коллекция, 110х64.5 см.

https://aboutpaintingblog.wordpress.com/2018/01/29/%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%85-%d1%85%d0%be%d1%80%d0%be%d1%88%d0%b8%d0%b9-%d0%b8-%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%be%d1%80%d1%85-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba/

Date: 2021-10-08 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), Напитки (https://www.livejournal.com/category/napitki?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-10-08 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Вот и объяснение, почему не нравился: не может фабрично-произведенная копия волновать и восхищать! Поняв это, выведя Эль Греко на чистую воду, начинаешь мелочно к нему придираться и составлять злорадный список его преступлений: помимо копирования своих удачных работ столь усердно, что впору у Ксерокса патент оспаривать, так он вообще большею частью халтурил, потому что деньги зарабатывал (что, впрочем, похвально и ненаказуемо, но к изящным искусствам не имеет отношения), а еще фон у него темный, чтобы меньше работать и картину завершить молниеноснее, и сама манера картин уж слишком одинаковая, и одна и та же модель на них одинаково извивается, и еще… Доооолго так можно продолжать.

Тут бы успокоиться и обрести просветление. Все теперь в мире ясно и незыблемо. Но вдруг у художника, который тебе по сердцу, натыкаешься на одну и ту же модель, на одинаковую манеру живописи, на халтуру ради денег, на коричневый фон, на копии одного и того же в разных музеях и… И все ему прощаешь. Кроме плохих картин, разумеется. В этой заметке я хочу поговорить о плохих картинах хорошего художника.

Date: 2021-10-08 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Живописцы считали возможным (см. выше про Эль Греко) копировать свои удачные и популярные работы, и большинство заказчиков с такой практикой соглашалось (хотя, как и сейчас, все понимали, что предпочтительнее иметь картину, написанную с натуры в единственном экземпляре).

Date: 2021-10-08 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Третье небольшое отступление про «Флору»

Боде в 1907 году купил в лондонском антикварном магазине Murray Marx небольшую скульптуру из воска, авторство которой он приписал Леонардо да Винчи. Утащив ее из под носа ненавистных англичан, он недолго наслаждался своей ловкостью. В 1909 году газета «Таймс» опубликовала статью, где Альберт Лукас, сын английского скульптора Ричарда Лукаса, утверждал, что бюст был изготовлен его отцом. В следующем году Альберт Лукас присягнул в суде и рассказал о технике изготовления бюста, вспомнил, как помогал отцу, упомянул, что внутри бюст был заполнен обрывками старой бумаги. После того, как скульптуру отделили от постамента, там действительно нашли обрывки бумаги и в том числе фрагмент старого письма, датированного 40-ми годами 19 века. Однако великих искусствоведов такие доводы не убеждают, Боде стоял на своем до конца жизни.

Date: 2021-10-08 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Герард Терборх (1617-1681) прекрасный живописец. Я его сначала похвалю и только потом поругаю.
Терборх родился в семье художника Герарда Терборха Старшего, который стал его первым наставнком. Влияние семьи не надо недооценивать, иногда, желая похвалить Моцарта, говорят, что «Моцарту повезло с учителем», здесь тот же самый случай. Отец поощрял к занятиям искусством не только своего старшего сына, художником были также брат Терборха Мозес, художницей-любительницей была и его сестра Гесина. Первый рисунок Терборха, который сохранился, был сделан им в возрасте 8 лет, художественное образование Терборха было серьезным и длительным.

Достоверно известно, что Терборх учился у гарлемского живописца Питера де Моляйна в 1634. В 1635 он стал самостоятельным художником и вступил в гильдию святого Луки в Гарлеме. Терборх посетил Англию (коротко) и Испанию (два года), а потому считается, что он был знаком с искусством ван Дейка и Веласкеса (вероятно, это действительно так). Раньше ученые были уверены, что Терборх побывал и в Италии (хотя никаких документов не осталось), но сейчас от этого предположения стали отказываться.

Date: 2021-10-08 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В отличие от своего отца, который, вернувшись из Италии в Голландию, не смог зарабатывать искусством достаточно денег, чтобы содержать семью, и сменил занятие, устроившись сборщиком налогов, Терборх всегда (почти всегда) был успешным художником. В возрасте 37 лет Терборх женился на богатой вдове (Геертряйт Маттяйс Geertruyt Matthys). Геертряйт была сестрой его мачехи и таким образом Терборх стал своим собственным дядей. Он переехал к ней в Девентер (около семи тысяч жителей, один из трех главных городов провинции Оверэйссел), Там Терборх вошел в городскую элиту, принялся писать портреты богатых провинциалов и с 1666 года начал служить в мэрии. Даже в захолустье войти в среду власть имущих было непросто, ибо муниципалитеты в Голландии были (и остаются до наших дней) наиприбыльнейшим местом работы. Терборху это удалось лишь потому, что первый муж Геертряйт был из класса регентов и у нее в Девентере были правильные знакомства и связи. Однако муниципальный служащий Терборх живопись не бросил и писал картины до конца жизни. Тем более, что в мэрии нашлось применение даже художнику: теперь у Терборха были постоянные заказчики портретов из городской элиты, а за изображене городского совета ему заплатили колоссальную по тем временам сумму. Об этой картине я буду говорить в самом конце заметок.

Date: 2021-10-08 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Восхитительно!

Восхитительно!

Date: 2021-10-08 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
И ни одного коммента в блоге, где чуть ли не под сотню таких статей...

Re: Восхитительно!

Date: 2021-10-08 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
В wordpress мало читателей. У меня там блог больше 10 лет. Ни одного камента.

В wordpress

Date: 2021-10-08 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Пресс" - все пишут. Читать нЕкому. Я пытался там примоститься, но не пошло. Он платный?

RE: В wordpress

Date: 2021-10-08 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Бесплатный, но никто не читает.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Две крайности. Фб тоже бесплатный, но переполнен как бы читателями. Это проблема. Если нет контакта хотя бы с парочкой камарадов, регулярно писать сложно.
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
ФБ отстой. Ненавижу, но там есть френды, перешедшие из ЖЖ, поэтому приходится туда заглядывать.

ФБ отстой.

Date: 2021-10-08 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Да. Но он облегчил по-максимуму легковесное общение, типа "Как дела". И, поддержка языков.

Я сейчас сбрасываю потихоньку часть фоток на mewe и вижу, что там общение как у фейса. Но, похоже, народ прикован к своему языку и мелким группам.

Re: ФБ отстой.

Date: 2021-10-08 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] klausnick.livejournal.com
Да, какой-то легкомысленный ФБ. Для языков есть гугль.

Для языков есть гугль.

Date: 2021-10-08 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Мы, простые обыватели, пользуемся языком автоматически.

Если я ищу инфу, первое, куда я обращусь, это к российским источникам. Потом уже к испанским, и английским.
А чтобы сделать усилие и перевести (с Гуглем) с немецкого или фр. - это уже надо, чтобы тема зацепила.

Вы - как проф. переводчик и полиглот, конечно, работаете иначе.

А как работает с текстами обычный студент (испанский, американский или русский) я не знаю.

Date: 2021-10-08 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Нынешние цены на Терборха не совсем понятны, потому что лучшие его произведения давно не выставлялись на аукционах. Один из «Бокалов лимонада» (№ 40), который сейчас приписывают ему, а до того уверенно существовавший в качестве «картины из студии мастера», в 2012 году в Лондоне продали за 1,273,250 фунтов стерлингов. Подлинные же портреты кисти Терборха (о которых я скажу отдельно) продаются за 12,650 фунтов (Лондон 1997), 56,400 фунтов (Лондон 2002), 86,500 долларов (Нью-Йорк 2012), два парных портрета за 125,000 долларов (Нью Йорк 2013).

Date: 2021-10-08 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Когда Терборх стал мастером, он не прекратил рисовать с натуры. Это очень важно для понимания, почему у него получалось, почему в его картинах соблюдены пропроции, почему там ничего не мешает глазу зрителя. Из художников, писавших жанровые сцены, только Вермеер рисовал столь же профессионально.

Date: 2021-10-08 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Следующая работа, которая сделана с той же самой модели (приемная мать Терборха) называется, гм… «Вычесывание вшей». Картин с подобным сюжетом в голландском искусстве немало, и в данном случае всегда добавляют, что странный на наш взгляд мотив был совершенно обычен в то время, что для живописи было асболютно нормально морализировать, поучать и являть собою положительный пример, ибо по всеобщему мнению именно так и должны были вести себя добродетельные матери. Так оно или нет, я не знаю, но я тоже добавил эти неизбежные слова…

Date: 2021-10-08 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
С 1654 года картины с изображением галантных и богатых дам и кавалеров начинают теснить прочие жанровые сцены. Но если у Питера де Хоха изображение событий из жизни состоятельных дам и господ ухудшило живопись и сделало его неинтересным художником, то Терборх, наоборот, стал писать гораздо изысканнее. Возможно, так случилось потому, что де Хох принадлежал к низшему классу, а Терборх к среднему.

Date: 2021-10-08 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Переход от рисунка к живописи очень часто бывает затрудинтелен: то фигуры чуть велики/мелки по отношению к интерьеру, потому что рисовались они отдельно от него, то художник хочет сохранить достоинства наброска и у него получается графика, а не живопись, то теряется пространство и единство композиции. Терборх таких трудностей не испытывал. Я хочу отметить у него мастерскую аранжировку деталей, он не стремится наполнить холст как можно большим количеством выигрышных предметов, а знает меру. Терборх твердо находит баланс между характерностью и обезличенностью персонажей в жанровых сценах. У Рембрандта, например, это никогда не получалось, и часто, глядя на его холсты, удивляешься неинтересно сделанным второстепенным персонажам.

Date: 2021-10-08 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Недостатком Терборха, на мой взгляд, является отсутствие пространства и игры со светом и тенью. Это было, несомненно, его сознательным решением, в качестве фона он почти всегда выбирает темный коричневый цвет. Тем не менее в лучших его холстах темный фон не мешает.

Date: 2021-10-08 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Может быть, тут будет уместным вспомнить, что все же были в голландском искусстве случаи странные и необъяснимые. Так, например, в 1657 году некий благородный господин (и судя по всему не художник!) Николаес ван Гален (Nicolaes van Galen) исполнил для мэрии небольшого городка Хасселт одну-единственную картину «Правый суд графа Голландии, Виллема Третего». Мастерский рисунок, разобранность по тону, воздушная среда, освещение – все это на голову выше большинства картин того времени.

Date: 2021-10-08 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Сохранилось письмо отца Терборха к сыну в Англию, где он пишет, что посылает ему манекен, чтобы тот наряжал его в одежды и рисовал их. Такоим образом сложный рисунок со складками можно делать много часов, потому что манекен никогда не устанет и не покинет художника. Платья же были именно маскарадные, не настоящие, а декоративные, эффектно смотрящиеся на картине. Так что если мы задумаемся о реалистичности изображения и о том, насколько костюмы соответствовали действительности, то придем к неутешительным выводам. Один и тот же наряд (согласно картинам Терборха) носили пастУшки в поле, девицы, вышедшие в свет, и только что проснувшиеся дамы.

Date: 2021-10-08 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Сюжет в искусстве это вещь десятистепенная. Тем не менее и его приходится иметь в виду хотя бы потому, что большинство историков искусств только о сюжете и рассуждают. Сюжетом обычно бывали (и бывают) увлечены любители и энтузиасты живописи. Однако, поняв сюжет, можно иногда выяснить и то, что занимало художника в процессе работы, а это уже важнее. Например, когда мы смотрим на атласные платья Терборха, можно спросить – что это? Настоящие платья, которые носили дамы в то время, скрупулезно художником задокументированные, или хранящиеся в мастерской маскарадные костюмы, очень выразительные, но не имеющие непосредственного отношения к повседневной голландской жизни в 17 века? Приблизившись к пониманию этого, мы поймем и логику заказчиков, и, самое главное, логику художников. Что делал Терборх – конструировал эффектную картину или бережно копировал реальные сцены? (Я думаю, что первое.)

Date: 2021-10-08 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
«…кто не знает этой вещи по великолепной гравюре нашего Вилле? Вот, положив ногу на ногу, сидит благородный рыцарственный отец и, по-видимому, старается усовестить дочь, стоящую перед ним. Ее великолепная фигура в белом атласном платье с пышными складками видна только сзади, но по всему заметно, что она сдерживает волнение. Увещание отца явно не носит грубого или обидного характера, о чем можно судить по его лицу и позе; что же до матери, то она как будто даже пытается скрыть легкое смущение, глядя в стакан с вином, которое собирается пригубить…»

Разговором отца с дочерью картина была до первой четверти 20 века, пока в ней (и еще в большом количестве работ Терборха) не стали подозревать изображение дорогого борделя «под видом буржуазных манер». Для искусствоведов-толкователей тайных посланий это было тем более убедительно, что на холсте было изображено зеркало, которое, как известно (вероятно, лишь искусствоведам известно), обозначает, что женщина – проститутка. Помимо этой улики на картине еще была написана кровать, которая означает, несомненно, точно то же самое. Прошло несколько лет и идея борделя полностью победила в умах историков искусства, а в 1931 году Вилли Дрост (Willi Drost), который и был автором этой гипотезы, после расчиски холста увидел на берлинской версии картины Терборха монету, которую двумя пальцами держит и предлагает распутной (а не просто провинившейся) девице посетитель публичного дома (а вовсе не ее отец). В то же самое время пьющая вино мать превратилась из матери в сводню-пьяницу.

Date: 2021-10-08 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Монета на картине упоминается в берлинских каталогах с 1931 года. Стало ясно, что в основной (амстердамской) версии картины монета была замазана, чтобы не смущать добродетельных бюргеров (немцы же, как я полагаю, в моральном плане были поустойчивее/пораспутнее голландцев). В 1944 году немецкий искусствовед Эдуард Плитщ (Eduard Plietzsch), который был учеником Боде (Хм.), нашел монету и на основной версии из Ряйксмузеума. Стертую монету эту видел и Гудлаугсон, который и написал о ней в своем каталоге. Монету (берлинскую) в своих работах упоминали самые разные искусствоведы (Rosenberg, Slive, and Ter Kuile). Однако через какое-то время после дополнительных исследований выяснилось, что монеты на амстердамской картине никогда не существовало, что Эдуард Плитщ вообще был пособником нацистов и работал на Геринга, что в берлинской версии тоже не было никакой монеты ни до расчистки холста, ни после. Никогда! Последний берлинский каталог, где упоминается монета, издан в 1975 году, а каталог 1998 года про деньги уже молчит, но по старой памяти настаивает, что на холсте мы видим сцену в борделе. Что же, великие идеи не умирают. Иногда они видоизменяются. Например, на картине № 35 некоторые ученые видят в бутылке фаллический символ, которым художник намекает на… Интересно, что испытывают эти историки искусства, входя в винный магазин?

Date: 2021-10-08 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Но вернемся к нарядам. Так кто ходил в таких платьях? Дамы среднего класса или соблазняющие мужчин обитательницы борделей? Платья реальные или маскарадные? Это модные платья (а значит по ним можно датировать произведения искусств) или просто пышные и декоративные, эффектно смотрящиеся на холсте? Значат платья что-либо или художник просто хотел показать красивейшую ткань и больше ничего?

В 17, 18 и 19 веке, считали, что художник писал только ткань и складки, а сюжет ему был не столь уж и важен. Я, пожалуй, тоже присоединюсь к этому старинному мнению.

Date: 2021-10-08 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Найдя несколько композиционных формул, Терборх постоянно возвращается к ним.

Да, на все это ему можно попенять. И все же, и все же. В своих лучших картинах он очень хорош. Необычайно талантлив. А мы судим художника только по лучшим его картинам. И если Эль Греко я обвиняю и всегда вспоминаю про его прегрешения, то это потому, что мне он не по нраву, у Терборха же мне все вышеперечисленные недостатки обычно не мешают.

Все же Терборх был настоящий художник, он не удовлетворился тем, как писали вокруг него, не захотел быть еще одним Моленаром, а нащупал что-то свое, что-то новое и создавал превосходные работы до конца жизни.

Date: 2021-10-08 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Портреты Терборх писал всю жизнь, и если манера живописи в его жанровых сценах изменялась, то портреты в своем большинстве не развивались, а оставались стандартными. Всего их было несколько видов. Заказчик мог выбрать или обычные для того времени поясные «фотографии для паспорта», или же маленькие овальные портреты, похожие на миниатюры, но написанные на меди, или же «оригинальные терборховские» небольшие изображения людей в полный рост. И во всех этих видах я не вижу никакого художественного поиска или развития. Все там коричнево, серо, черно, скучно, быстро и желанно заказчиками. Терборх был востребован, писал верхушку общества в Девентере, в Амстердаме, повсюду. Правда, иногда-иногда, среди огромного количества тоскливых портретов вдруг да и встретится живой и даже хороший, и тогда с удивлением понимаешь, что замечательный мастер умел писать и портреты. Но не хотел. И не писал. Вероятно потому, что клиенты удовлетворялись непритязательными и обычными изображениями. Для заказчиков были важны не художественные достоинства полотна, не модная живопись, а что-то иное: статус, приличия, самодовольство. Или желание быть, как все: когда Терборх переехал в Девентер и стал там работать, вдруг все регенты города захотели быть увековеченными красками. Причем увековеченными совершенно одинаковым образом.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Дистанция между превосходными жанровыми сценами Терборха и его безрадостными портретами поразительна. В первой половине 19 века английский знаток искусства Джон Смит (да, в реальной жизни бывают люди и с таким именем-фамилией), тот самый, который разработал концепцию каталога-raisonné, был удивлен этим перепадом в качестве живописи, и объяснял его тем, что портреты Терборх писал ради заработка, а художником был лишь в жанровых картинах. Подобная идея ныне отвергается как ненаучная, ибо деньги сейчас никому (а особенно художникам и писателям) не нужны, а как выяснилось, и раньше тоже никому не были нужны, счастье не в них.

Date: 2021-10-08 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Отличие коммерческой живописи от просто живописи видно любому, кто серьезно занимался изобразительным искусством, видно любому неангажированному любителю. Именно о коммерческой живописи писал Гоголь в «Портрете», именно ее Сезанн называл «имитацией» (различая хорошие имитации и плохие), к сожалению, именно она на восемьдесят процентов заполняет музеи, делая походы туда непростым занятием. Совсем немного художников сумели не поддаться давлению того, что сейчас называется «рынком», и занимались искусством. Часто поэтому они умирали нищими (как Вермеер). Мне кажется неоправданной нынешняя склонность рассматривать картины (или тексты) без того, чтобы принимать во внимание грязную или чистую биографию автора, а также игнорировать устройство мира, окружавшего художника (или писателя).

Date: 2021-10-08 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Когда Терборх уезжает на время в Амстердам и в Гаагу, то там сразу он меняет размер фигур и манеру исполнения, девенторский стиль в столицах не пройдет. Но амстердамские портреты тоже все одинаковые и различаются лишь шляпой с пером или без пера.

Неизвестно, сколько стоили его портреты, неизвестно, сколько денег требовалось художнику, чтобы вести жизнь благородного господина. Когда после немецкого вторжения он был вынужден бежать из Девентера в центр страны, то он согласился стать копиистом своего бывшего ученика Каспара Нетшера. Получается, что Терборх вовсе не был богат и постоянно нуждался в новых и новых заказах. Так уж лучше было писать портреты самому, чем копировать Нетшера за гроши.

Date: 2021-10-08 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Современное искусствоведение рассматривает творчество любого художника позитивно и оптимистично. Про портреты Терборха современной наукой сказано много хорошего. На мой взгляд – зря. Однако коллекционеры с учеными не согласны и разделяют мнение Джона Смита, а потому самые подлинные портреты Терборха стоят на порядок меньше, чем жанровые сцены, которые всего лишь приписываются художнику.

Вероятно в конце моего обзора портретов Терборха будет правильным привести и групповой портрет «Ратификация Мюнстерского Договора».

Date: 2021-10-08 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Картина стоила городу огромных денег, Терборх получил за нее 1995 гульденов и еще ему предоставили половину гражданских прав города Девентер (половину он уже выкупил за десять лет до того), стоивших 210 гульденов. Сделка сложилась для художника так удачно только потому, что сам он был в тесных отшошениях с теми, кто гордо восседает на картине. Терборху за этот ужас заплатили больше, чем Рембрандту за «Ночной дозор». Кстати, «Магистратами» в Девентере нынешние власти города (нынешние магистраты) гордятся и называют их «наш Ночной дозор», имея в виду большой размер этого полотна. (Ну, конечно, чем больше картина, тем она гениальнее, а чем длиннее стихотворение, тем оно лучше.)

Date: 2021-10-08 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Главными принципами достойного человека в Голландии 17 века считались Разумность, Предусмотрительность и Справедливость. Именно эти добродетели и должна была выразить картина, именно по таким законам жили и по сей день живут голландские патриции, ибо нет ничего разумнее, предусмотрительнее и справедливее, чем воровать деньги у покорных граждан. На картине внимательный зритель может увидеть знакомый стол, покрытый бархатом. Но даже плохо изображенный бархат не спасает картину. Изображение непрофессионально. Словно художник не видел ни одного другого группового портрета, словно не было времени выстроить интересную композицию, словно не было желания сделать хоть что-то…

March 2026

S M T W T F S
12 34 567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 11:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios