arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
((Кажется, умер своей смертью.))

Лев Гилярович Эльберт

Эльберт (наст. фам. Эльберейн) Лев Гилярович (11.1898-1946). Член партии с 1918 г. Родился в Харькове в семье приказчика мануфактурного магазина. Окончил гимназию в Москве, затем учился в Варшавском университете (эвакуированном в Ростов-на-Дону).

В 1917 г. служил в армии в студенческом батальоне, работал в Екатеринбурге и Перми в советах и союзах молодежи. В Красной Армии воевал на Западном фронте, начальник Минского угрозыска, помощник губвоенкома Гродненской губ., с февраля 1919 г. - член коллегии Минской губ.ЧК, начальник Особого отдела ЧК Литовско-Белорусской ССР (в Минске работал под псевд. «Чертов»).

С июня 1919 г. после тяжелого ранения (при обыске костела) работал заведующим информационного отдела на агитационном пароходе «Красная звезда», воевал на Восточном фронте, был начальником политотдела Екатеринбургского губвоенкомата. Затем работал в ЦК профсоюза транспортников, политпросвете. С 1921 г. - заместитель и и. о. начальника Информационного отдела ВЧК.

В 1921- 1922 - особоуполномоченный ИНО, работал (под дипломатическим прикрытием) в Риге и Стамбуле (где был арестован французскими оккупационными властями). В 1922-1923 гг. - сотрудник Главлита и Сельскохозяйственной выставки.

В 1923-1924 гг. на подпольной работе в «некоторых странах средиземноморского побережья» (из автобиографии). Резидент ИНО под дипломатическим прикрытием в Греции (февраль-май 1926), Швеции (под именем корреспондента ТАСС Юрашевского в 1927 г.), работал также в Норвегии, Палестине (под псевд. «Геллер»), Польше (псевд. «Орлов»), выезжал в командировки в Париж.

С января 1930 г. - начальник 1-го отделения ИНО ОГПУ. С 1931 г. работал в Моссовете (заведующий информационным отделом), исполкоме Красного Креста (заведующий иностранным отделом), консультант Президиума Моссовета, затем в «Союзкино» и ТАСС. Умер в Восточной Германии во время служебной командировки.

Использованы материалы кн.: В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005.

Date: 2021-08-03 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Странно, но Ваксберг почему-то не упомянул третьего обращения (персонального и очень краткого), расположенного между двумя другими. А ведь именно на него ссылались Лили Брик и Эльза Триоле, выстраивая свою версию трагического ухода поэта. Беседуя в Париже (в июне 1968 года) с Аркадием Ваксбергом, Эльза Триоле сказала:

«Давайте посмотрим, какая фраза предшествует в предсмертном письме Володи перечислению состава его семьи? "Лиля – люби меня! "Почему? Потому что самое главное для него – это Лиля, самое главное – это его любовь к ней. Никто не мог ему её заменить, и ничто не могло заставить его отказаться от Лили».

Логика Эльзы Триоле проста. И очень убедительна, так как основана на простой житейской мудрости, которая вырабатывалась в человеческом сообществе веками.

Проследим за её размышлениями дальше.

«Теперь смотрите: с кого начинается список членов семьи? Опять же с Лили, а не с матери, не с сестёр и уж, конечно, не с Полонской. Она вставлена туда только из-за благородства Володи. Он же понимал, что… Давайте говорить откровенно!.. Он же поссорил её с мужем, разбил семью. Значит, был обязан о ней позаботиться. Он считал, что это долг любого мужчины. И только поставил Нору в ужасное положение».

Вот такая у Эльзы Триоле логика. Логика женщины, которая выросла в царское время, всего восемь месяцев прожила под властью большевиков и практически всю оставшуюся жизнь провела во Франции. Жизнь и нравы страны Советов, о людях которой она высказывала своё мнение, ей были известны весьма поверхностно. Отсюда и её суждение о Маяковском – такое простое и однозначное:

«Лиля была частью его самого, неотторжимой частью, он для неё – тоже. Верность ему и его творчеству она пронесла через всю жизнь».

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 12:34 am
Powered by Dreamwidth Studios