arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
((Что за болезнь такая странная?))
..............
Вандербеллен Елизавета Константиновна (1887–1939) – преподаватель ино-странных языков в Тимирязевке.
...........
В мае-июне в Москву из Курска приехала Евгения Казимировна, жила у Вероники, заходила к Е. К. Вандербеллен21, у которой проявились первые признаки болезни, приведшей ее к смертельному исходу 24 октября того же года.

Непонятная болезнь обрушилась на молодую еще женщину, похоронена на Донском кладбище. Она, заветная знакомая Любы, Е. К. и Ники, Елизавета Константиновна Вандербеллен, полуродственница, физик, слушавшая лекции Эйнштейна и Джиду Криш-намурти, вернулась из Европы в СССР в конце 20-х по вызову брата для помощи в воспитании племянниц. И она успела навестить Герцы -ков в июне 1938 года, незадолго перед их переездом в Курскую область. Это было многообещающее знакомство, интересное для обеих сторон.
......
Ника описывает события перед смертью Е. К. Вандербеллен со слов жены ее брата: «Началась болезнь со странного припадка, после которого она была в полном сознании и говорила об этом припадке. Странные состояния с ней стали повторятся чаще и стали почти постоянны. Жена А. К., кажется, хочет объяснить все это не просто психической болезнью, а тем, что Е. К. видела и делала нечто непонятное и невидимое другим.. Е. К. часто находилась как бы в состоянии экстаза, часто разговаривала с несуществующими, умершими людьми. Очень тяготилась грязью, которая по ее словам, была вокруг нее и несколько успокаивалась и благодарила, когда ей меняли белье . Вскоре к психической» присоединилась и физическая болезнь. Поднялась температура, появилась зудящая сыпь. Е. К. поместили в больницу, где 22

она и умерла»22.
https://cyberleninka.ru/article/n/poslednie-gody-zhizni-krymskih-izgnannikov-d-e-zhukovskogo-i-e-k-gertsyk-1930-1940-e-gody

http://krarkh.cfuv.ru/wp-content/uploads/2016/11/kr-arx-N2-2017.pdf

Date: 2021-05-07 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Еще год тому назад переводил Гомперца и обречен на ничегонеделание. Часто лежу или сижу с закрытыми глазами. Я едва вижу, что пишу и то чернильным карандашом по мокрой бумаге простым карандашом. Ничего не вижу. Живу теперь в селе Карачарово (родина Ильи Муромца) на высоком берегу Оки. С видом на реку и противоположный отлогий берег. Во время разлива Ока разливается на несколько верст. К несчастью и наслаждаться природой уже не могу: все вижу в тумане, краски поблекли. У Ники сейчас новая подруга, тоже женщина врач из поповского сословия. Кажется хорошая женщина, скромная, молчаливая, но с какой прозаической наружностью, банальной до крайности. И таким же голосом. Сейчас Ника уже неделю в командировке, по обыкновению не пишет, и я тревожусь. Общества здесь почти нет, все-таки есть немного. В Ярославской области я последний год жил у деревне в маленькой хате у тети Паши и ее мужа. Это бывшая домработница Ники, удивительно хорошая женщина, очень темная, хотя грамотная. Всю жизнь никуда кроме соседних городов Пошехонья - Данилова волости, где я бывал с обозами, не выезжавшая. Она не имеет понятия о долге, стыде, христианской религии, например, о жизни после смерти, хотя девушкой пела в церкви на клиросе. Она очень любит работу, особенно тяжелую самую простую, с упоением моет пол, рубит дрова, ходит в лес за дровами, за грибами, копает огород и т. д. Шьет и стряпает неважно. Ко мне отношение обоих супругов замечательное. Тетя Паша заботилась обо мне, как о своем отце. Вообще это редкая пара. Нельзя сказать, чтобы она любила людей, сентиментальности нет и следа, ..., но на деле всегда готова помогать и никогда никого не обидит.

Она часто повторяла: живите до самой смерти и похороним!! Детей у них не было. Сама она маленькая, тщедушная, но работает без устали. Он тоже в таком же роде, но у него нет этой красоты душевной. Он немного шизофреник, медлителен до крайности, ленивый, без всякой инициативы. Создан для того, чтобы исполнять приказы.

Очень бы хотелось повидаться с вами, поговорить, но возможно ли это? Любы здоровье плохо? Воображаю, как вам трудно. И ваше здоровье тоже неважно! Вообще нам немного осталось жить, пора умирать. Сегодня совсем неожиданно видел во сне Веру Степановну, встретил ее неожиданно на дороге, и я ее узнал, и она меня узнала. Целую вас всех. Пишите. Вам легче писать, чем мне.35
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Даниил Дмитриевич Жуко́вский (5 [18] августа 1909, Фрайбург — 16 февраля 1938, Орёл) — русский поэт, переводчик, математик.

Родился в семье поэтессы Аделаиды Герцык и ученого, переводчика Дмитрия Жуковского.

После смерти матери в 1925 году семья Даниила разъединилась. Отец был арестован в Симферополе, где имел небольшой заработок в Таврическом университете. Младшего брата взяли на попечение знакомые, а Даниил поступил в Крымский пединститут на физико-математическое отделение и жил самостоятельно. Сформировался круг его интересов: математика, поэзия, теория стиха.

В 1931—1934 годы семья воссоединилась в Иванове. Д. Е. Жуковский, получивший запрет на жительство в больших городах и находившийся под наблюдением НКВД, работал в лаборатории, младший брат учился в медицинском институте, Даниил преподавал рабочим математику и физику. Затем он переехал в Москву где посещал литературные кружки, участвовал в дискуссиях, его математические занятия вышли на более высокий уровень (он заочно поступил в МГУ).

Из писем, сохранившихся в архиве семьи Герцык-Жуковских, складывается трогательный образ Даниила Жуковского — незащищенного юноши, вступившего в неравную борьбу со временем. Эта внутренняя борьба, часто отзывавшаяся тяжелыми, угнетёнными состояниями при чрезвычайно жизнерадостном и деятельном природном характере Даниила, продолжалась всю его недолгую жизнь. 23 ноября 1935 года он написал своей тёте Евгении Герцык:
« Теперь для меня уже нет сомнения в том, что больше всего эпоха виновата в том, что я не пишу. Сейчас действительно просто стыдно петь соловьем, а я, по-видимому, именно так и пел бы… Весной было особенно страшно, когда каждый день приходилось вычеркивать из записной книжки адреса своих товарищей гибнущих… »

В круг общения Жуковского входили Волошин и Брюсов, Шестов и Бердяев, Ильин и C. Булгаков, Цветаева, Ремизов, Вячеслав Иванов. Он был дружен с Наталией Ануфриевой, арестованной по тому же делу.

Сталинские репрессии не прошли мимо Даниила Жуковского — 1 июня 1936 года произошёл обыск с арестом по обвинению в «хранении контрреволюционных стихов Волошина» и «измышлении о жизни советских людей» (в разговоре упомянул о голоде на Украине). Первый приговор — пять лет. Но там же, в тюрьме, по доносу — новое обвинение и новый приговор, подписанный особой тройкой 15 февраля 1938 года. Скорее всего, уже на следующий день, в день рождения матери, двадцативосьмилетний Даниил Жуковский был расстрелян.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:17 am
Powered by Dreamwidth Studios