Жизнь в деревне
May. 7th, 2021 09:14 amЖизнь в деревне течет по обычному.
1 ноября 1941. Жизнь в деревне течет по обычному. Сегодня разбирают по доскам колхозную конюшню.
https://prozhito.org/notes?diaries=%5B3525%5D
1 ноября 1941. Жизнь в деревне течет по обычному. Сегодня разбирают по доскам колхозную конюшню.
https://prozhito.org/notes?diaries=%5B3525%5D
no subject
Date: 2021-05-07 07:26 am (UTC)7 ноября. Печальная годовщина Октября. Ничего не знаем.
8 ноября. На печи с упоением разговоры: теперь и луга будут наши, а то были одни лопухи. У немца водка стоит 40 копеек бутылка. А шоколадные конфеты будут? Коля спрашивает.
13 ноября. Вчера был долгий разговор на кухне, мучительный. Вернулся Алексей Перепел — говорит то же что все, про преимущество немцев в технике и во всем, но страстнее других и обобщал, углубляя ненависть к нашей власти. Предсказывал, что такая анархия начнется, какой не вообразишь, "Зло на зле отомщать будет". Бабы страстно слушают, возражают, все время стараясь представить немцев "добрыми". Особенно Марья Ивановна — со страху. Вот где зародыш революции — в одной хате. Страх перед возвратом наших и страх ответственности, то радость от впервые за 20 лет почуянной воли. Всюду ненависть к долгому гнету. Глухие слухи о расколе во власти — все за Молотова, против Сталина
16 ноября. Все время издергиваешься противоположными вестями: эти дни слухи об укреплении в области немцев, о том, как Масленникову водили босую и назначена казнь: сожжение, повешение и бабы наши приветствуют это не хуже торговок...
21 ноября. Каждый день заходят 6 — 8 человек. Теперь уже все одеты по-вольному, из разных областей — сегодня пробиравшиеся один на Москву, другой на Тулу. И все получают у хозяйки — кто картофель, кто хлеб, борщ, ночевку. Идут с чувством правоты, пять армий разбито под Вязьмой. И вправду развал армии. Вчера месяц как пришло последнее слово от девочки.
24 ноября. Всей деревней ломают амбар, свинарню, родильную, великолепную конюшню, привозят во дворы длинные стропила, балки, горы соломы. Спрашиваю: "Не жалко?". Хозяйка: "А то нет! Ведь наш труд. Скучно как-то стало, страшно — уж пусть бы какая-нибудь власть к нам пришла! Хоть колхоз опять".
no subject
Date: 2021-05-07 07:31 am (UTC)2 декабря. Хозяйка ездила с мужиками отвозившими муку. Самое сильное впечатление ее, что немцы называли ее "мамка, мамка" и не позволили ей таскать кули — сами носили их. На площадке перед Райсполкомом (теперь комендатура) украшенная венками могила того, кого убили в Знаменке и памятник Ленину, у которого отбита голова и протянутая рука, но проволока еще торчит. "Жила-то осталась!", — говорят мужики.
11 декабря. Здешний престол — Знаменье. Праздник. Девушки повыгребли из-под сена наряды.... Дома самогон — гонится и пьется, непрерывный пьяный парламент.
14 декабря. 14 декабря после отъезда К. хозяйка с упоением рассказывала детям и какой-то соседке о работе своей у барина, как поздравляла с Ангелом. Он ей за это 5 рублей дал. Она в ноги (суровая колхозница), а барин еще 3 рубля. И все деньги потратила на ярмарке. Девочка слушала с упоением: "Вот жизнь была!". Разговоры об открывающихся церквях. А Маруся с тревогой: "А я не знаю как надо молиться". Так как несколько лет назад, когда в быт вошли танцевальные вечера, девушки тревожились, что не знают танцев.
15 декабря. Слухов много. Стоило бы записывать их и после сверять с тем, что было в то время в действительности. В Москве — кадетская власть. Владивосток и другие города заняты японцами. Америка отступилась от нас. Сталин улетел в Монголию. Фронт у Старого Оскола и там красноармейцы жгут деревни за то, что полны дезертиров. Все вперемежку. Опять поток прохожих, одно время было прекратившийся. Рассказы скудные, все про тоже.
no subject
Date: 2021-05-07 07:38 am (UTC)25 декабря. Вернувшись из Медвенки, в тот же день брат поехал в Курск, лесник его повез. Вернулся через день — благополучно, но бесполезно. У хозяйки некоторое разочарование в немцах: приказ отдавать 8 фунтов с пуда отдавать "государству". Говорит: "И это не мед и то не патока".
29 декабря. Любимая! Твой день 25-й. Как и где ты? Чувствуешь ли нас? В этот день загорелось желание на воссоединение. Читаю с упоением "Илиаду" — хотя нужно было про Зеленую степь, за ее оккупацию.
1942
Date: 2021-05-07 07:43 am (UTC)Раз вечером трое неизвестных, хорошо одетых, не похожих на обычных прохожих: "Чем вы помогали Красной Армии???, чем вы помогаете немцам?”. Хозяйка дипломатично: "Нам что ни поп, то батька". Разведчики Красной Армии не остались ночевать, уехали на санях с хорошей лошадью. Кое-кто из вернувшихся с фронта собираются уходить. В деревне смущение, страхи, кое-где поддельная радость. Первые вести с советской Родины об отступлении от Москвы.
9 - 11 января. Дни крутого поворота. Сразу пошел слух, что в Любицком штаб наших!? Прискакали как-то двое (партизаны) и повели хозяина во двор, грозя расстрелом, допрашивали про квартирантов. Кончилось все благополучно. Истерика хозяйки, когда она узнала... Разговор с летчиком — прохожим: будто Орел взят нами, Тула... Наутро они с хозяином поехали в штаб и многие другие военнообязанные. А вечером 10-го первые настоящие бойцы свои у нас: азербайджанец и русский, деликатные, выдержанные. Ликование внутри, надежда на соединение. И у всех кругом, недавно радовавшихся... немцам?
13-14-15-16-17 января,все та же смена надежд и страхов. Девчата из Китаевки прячутся у нас и хохочут за стеною. В Китаевки немцы обирают до чиста, до последней тряпки. А Китаевка от нас в 2-х километрах! Наши куда-то отступили. Но продолжают заходить в радостном возбуждении прохожие — спрашивают, "Где штаб?". На глазах вырастает народная армия так же, как раньше на глазах армия рассыпалась. По каким внутренним законам? Совсем так же, как сменяющиеся волны упадка, безволия и снова возродившейся крепости в душе каждого человека. Точно эти месяцы, пока они брели из окружения, из под Смоленска, были оздоравливающим сном -"Наши, близко!"
Несмотря на всю опасность, никто не желает мирных немецких дней. И где-то — все на Полевой, день и ночь тяжелые орудия гудят. Кажется давно должны были друг друга истребить, а все бьют и бьют. Рассказы вернувшегося хозяина о том, как немецкая разведка наткнулась на русскую — и те и другие наскочили на бывший штаб, чтобы забрать оставленное. Не стали драться и расскакались в разные стороны.
25 января. Наши отогнаны далеко. Опять немцы. У нас еще не были, но другие деревни обирают. Начинается голод. Варим картошку по счету.
Я сижу и шью из лоскутов блузки на обмен. Шью платье нашей крохотной уборщице Нине. Куклу сделала и обменяла на 10 килограмм картошки. Дни удлиняется, Люба ведет счет убывающим дням до 1-го мая. Глухие слухи и надежды, которым уже не веришь. Результат наступления наших — только много сожженных хат, расстрелянных за связь с партизанами, ожесточение немцев к мирному населению.
no subject
Date: 2021-05-07 07:48 am (UTC)15 февраля. Каждый день с горы тянется обоз в 15-20 подвод, начинается беготня, зеленые шинели и немецкий говор стали обычным явлением. Здоровые, крупные, хорошо одетые, не дрожащие от холода, несмотря на 30-ти градусный мороз. Самоуверенно — вежливые. Каждый заглядывает к нам; выражают сочувствие болезни. Редко язвят, как сегодняшний, который на мои слова, что у хозяйки восемь маленьких детей (чтобы ничего не забирали), ответил: "Что же — это гордость Сталина". И тут же сообщил, будто Сталин ранен. Другой в очках интеллигентный, задумчиво смотрел на показанную ему муку из проса. Ловлю себя на том, что нет к ним личной враждебности. Но не на миг не слабеет воля к победе, к извержению их из русского тела. Тупо сижу и шью блузки, которые потом меняем на картошку и курицу. Чувствуется голод. Бедствуем без соли. Деревня обирается постепенно — уже нет ни одного гуся, почти нет кур, сено забрано. У нас в самые первые дни немецкого обирания и в дни лютейшего мороза был настоящий "Вифлеем". В кухне теленок, у дверей овца с двумя ягнятами и в хозяйской комнате — другая, тоже с двумя: два барашка, две ярочки. Их блеяние — точно нежная песня. Теперь в солнечные дни их уже выпускают и они скачут по снегу. Иван Андреевич купил лошадь в чесотке, чтоб не отобрали, мастерит сани, собирается на Украину. Убежден, что там немцы другие и там благополучнее.
может быть я могла в переводе что-нибудь сказать
23 февраля 1942.
"Вчера страшный день. Я повредила Любе руку и возилась около нее. Подошел к кровати молодой румяный немец и стал звать меня в хату по соседству, где находились пойманные партизаны с которых нужно было снять допрос. Увидела этих двоих, бледных как бумага, сбивающихся в ответах. Один сказал мне: "Жизнь наша минутная, тетка". Я могла поставить им только два вопроса, потом немец отправил меня, а через четверть часа мы услышали о борьбе между ними. Один вырвавшись бежал по улице мимо наших окон и был застрелен на повал у хаты П. Другому удалось бежать. А перед этим они боролись с немцами, пытались вырвать у них ружья, чуть не одолели их. Мучительное чувство: может быть я могла в переводе что-нибудь сказать чтобы оправдать их. Не сумела. И этим как будто связана навеки с этим убитым парнем.
no subject
Date: 2021-05-07 07:51 am (UTC)no subject
Date: 2021-05-07 07:55 am (UTC)Лубны-Герцык
30 сентября 1878 - февраль 1944
Поэтесса Серебряного века, переводчица, критик и мемуаристка. Свидетельница немецкой оккупации Курской области.