Мусульмане делят все поступки на пять категорий: предписанные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные. Для проходного балла достаточно делать предписанное и не совершать запретного. Чтобы быть в глазах Бога поистине праведным, нужно еще совершать желательные поступки и воздерживаться от нежелательных. Среди православных распространено учение, где все иначе. Планка праведности поставлена так высоко, что не в человеческих силах ее достигнуть. Об этом все знают, и никто этого не скрывает. Все грешны, все достойны осуждения и ада. Никакими добрыми делами, молитвами и самопожертвованием невозможно спастись. Если кто и спасется, то не потому, что он это заслужил, а потому, что Бог его помиловал. В результате оказывается, что творить добрые дела бесполезно – куда лучше грешить и каяться. Праведник, считающий себя праведником, в глазах людей может быть лучше, чем тот, кто постоянно грешит и постоянно стыдится и плачет об этом. Но в глазах Бога они оба – грешники, обреченные на вечное проклятие, только один из них об этом знает, сокрушается и умоляет о помиловании, а другой нет. Помилуют, конечно, скорее того, кто об этом просит. Я, как вы понимаете, не сам придумал это рассуждение. Я слышал его неоднократно от самых разных православных, в основном в кратком варианте «Церковь состоит не из праведников, а из кающихся грешников». В последний раз священник обосновывал мне с его помощью, почему сварливость и неуживчивость православных – признак того, что с ними Бог, а доброжелательность и спокойствие протестантов показывает, что они Богом оставлены.
no subject
Date: 2018-12-27 06:37 am (UTC)Среди православных распространено учение, где все иначе. Планка праведности поставлена так высоко, что не в человеческих силах ее достигнуть. Об этом все знают, и никто этого не скрывает. Все грешны, все достойны осуждения и ада. Никакими добрыми делами, молитвами и самопожертвованием невозможно спастись. Если кто и спасется, то не потому, что он это заслужил, а потому, что Бог его помиловал.
В результате оказывается, что творить добрые дела бесполезно – куда лучше грешить и каяться. Праведник, считающий себя праведником, в глазах людей может быть лучше, чем тот, кто постоянно грешит и постоянно стыдится и плачет об этом. Но в глазах Бога они оба – грешники, обреченные на вечное проклятие, только один из них об этом знает, сокрушается и умоляет о помиловании, а другой нет. Помилуют, конечно, скорее того, кто об этом просит.
Я, как вы понимаете, не сам придумал это рассуждение. Я слышал его неоднократно от самых разных православных, в основном в кратком варианте «Церковь состоит не из праведников, а из кающихся грешников». В последний раз священник обосновывал мне с его помощью, почему сварливость и неуживчивость православных – признак того, что с ними Бог, а доброжелательность и спокойствие протестантов показывает, что они Богом оставлены.