arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
на вопрос судьи, как же он мог выдать своих товарищей, ответил: «Думаю, и вы бы сделали то же самое за миллион марок…».

"Чурда прошёл подготовку в лагере для чехословаков, которых планировалось использовать в качестве диверсантов на территории протектората. Вошёл в состав группы для операции 28 марта около 2 часов ночи 1942 года Чурда, Адольф Опалка и Иван Коларжик были сброшены с британского самолёта L9618/NF-W, который пилотировал польский экипаж, парашютами около Орехова (рядом с Тельчем). Чурда добрался до Праги и поселился там. После покушения на Гейдриха 27 мая, в подготовке которого он не принимал участия, он покинул Прагу и спрятался в доме у матери. 13 июня он сначала написал анонимное письмо в участок чешской жандармерии в Бенешов, но жандармы, к которым попал донос, оказались патриотами и «положили его под сукно». Чурда 16 июня явился лично в Pałacu Peczków — центр гестапо и выдал имена и место жительства десятков бойцов Сопротивления и тех, кто им помогал (большинство из них покончили с собой при аресте, были казнены или погибли в лагерях). Вследствие предательства Чурды погибло 254 человека.

Власти протектората заплатили Чурде за предательство 500 000 рейхсмарок (5 000 000 крон), выдали новые документы на имя Карла Йерхота, он принял германское гражданство и женился на немке Марии Бауер, до конца войны работал на гестапо. Как агент-провокатор получил квартиру в пражском районе Винограды и 30 000 крон в месяц."
"Осуждён за измену и повешен 29 апреля 1947 в 11.57 в пражской тюрьме Панкрац.

После казни предателя его жене с сыном разрешили выехать в Австрию."

любовница одного из убийц,

Date: 2016-11-01 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"" 27 мая 1942 года среди бела дня был убит германский протектор в Праге Гейдрих, главный организатор гестапо. Двое или трое молодых чехов подкараулили машину Гейдриха и бросили под нее бомбу. Тяжело раненный, Гейдрих оказался распростертым на земле. Члены его охраны, ехавшие в другой машине, кинулись на помощь к протектору и тем самым предоставили бросившим бомбу возможность скрыться. Протектор скоро умер.
Начались розыски убийц. Брошенный велосипед, части одежды и другие вещи выставлены были за зеркальным стеклом в обувном магазине "Батя" в надежде, что кто-нибудь распознает эти вещи и тем поможет делу установления убийц Гейдриха.
Обещана была огромная сумма денег в награду тому, кто откроет убийц протектора. Мало того, начались поголовные обыски в городе. Чешская и немецкая полиция обходила подряд одну квартиру за другой и выискивала всех непрописанных, надеясь таким образом выявить скрывшихся убийц Гейдриха. При этом объявлено было, что все, чьи документы окажутся не в порядке, подлежат смертной казни.
Настали страшные дни. Покупая ежедневно вечернюю газету, мы читали в ней длинные списки казненных: писателей, профессоров, служащих, рабочих. В каждом номере значилось от 25 до 40--50 лиц, причем часто фигурировали целые семьи: отец, мать и дети, хотя бы последним было по семь или восемь лет. Развертывая дрожащими руками газету, каждый чех или чешка боялись встретить в списке казненных имена и фамилии своих ближайших родственников и друзей.
Прошло уже несколько недель со дня этого убийства. Однажды днем дочь Таня, только что перенесшая операцию аппендицита и находившаяся на излечении в так называемой Всеобщей больнице на Карловой площади, услыхала ожесточенную канонаду. Больные встревожились. Предположениям и догадкам не было конца. Чешки, соседки Тани по кровати, готовы были допустить, что в Прагу ворвались советские войска.
Оказалось другое. Найдены были убийцы Гейдриха. Где же? В подвале церкви святого Карла Барромейского, на Рессловой улице, недалеко от соединения ее с площадью Карла: любовница одного из убийц, соблазнившись высокой суммой, объявленной за содействие в их поимке, открыла немецким властям местопребывание молодых людей.
Тогда оцеплены были все окрестные улицы, собраны войска и церковь была подвергнута обстрелу, оказавшемуся, впрочем, бесполезным. Молодые люди забаррикадировались в подвале, сложенном из мощных камней, и только одно маленькое окошечко, выходившее на Ресслову улицу, оставалось открытым. Через него-то и попытались немцы пристрелить укрывшихся, но те, прячась по углам подвала от выстрелов, оказались сами вооруженными и успешно через то же окошечко отстреливались.
Это продолжалось несколько дней. Наконец кто-то подал осаждающим мысль: затопить подвал водой. Когда вода стала подыматься выше человеческого роста, все осажденные (их было три или четыре человека) последними выстрелами покончили с собой. Фашистам достались только трупы.
Разумеется, арестованы были руководящие представители чешской православной церкви. Состоялся суд. Епископ Горазд, священник Петржик, староста церкви и другие лица были расстреляны. Вся церковная организация ликвидирована. "
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Как ни благополучно жилось в Мекенлое, надо было, однако, трогаться дальше, пробираться домой. Огромное большинство советских граждан, собравшихся в Мекенлое, направлялось в СССР. Наша маленькая пражская группа, состоявшая из меня, Стоилова, Изюмова и Гилкина, решила сначала пробраться к семьям и к месту постоянного жительства за границей -- в Прагу, в Чехословакию. Нас не смущало, что в Праге, согласно сообщениям по радио, происходили ожесточенные столкновения между немцами и восставшими чехами. Большинство еврейских граждан СССР намечало путь в Англию, Францию, Польшу.

http://az.lib.ru/b/bulgakow_w_f/text_0110.shtml

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 09:12 am
Powered by Dreamwidth Studios