arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Мэри в Москве

«Памела Линдон Трэверс – одна из самых таинственных фигур детской литературы, несмотря на мировую славу создательницы Мэри Поппинс.»
...........................
«...мало кто знает, что первой книгой, которую написала Трэверс, была вовсе не сказочная повесть, а сборник очерков о путешествии в Советскую Россию «Московская экскурсия». В основе книги – письма, которые в 1932 году Трэверс писала другу (имени его она не сообщает) из России. В 1933 году эти письма-очерки были опубликованы в журнале The New English Weekly. Позже, в 1934 году, была издана книга, но не привлекла особого внимания ни тогда, ни позднее.»
..............................
«Кто такой Василий Блаженный? В его честь воздвигнут собор, возвышающийся на Красной площади. Не могу назвать его образцом дурного вкуса; на мой взгляд, вкус тут отсутствует начисто – нагромождение одного архитектурного кошмара на другой. Весьма удачно, что именно его превратили в антирелигиозный музей. Так же, как и Исаакиевский собор. Здесь нет маятника, зато есть плакат, которому святой Исаак наверняка позавидовал бы. Я обнаружила его в одной из малых часовен: довольно безвкусная, вычурная советская версия святого Георгия, убивающего дракона.»
...................................
««Самое счастливое место, которое я видела в России, – это московская тюрьма. Нет, правда. Живи я в России, меня туда бы как магнитом тянуло. <…> После получасового статистического отчета – “от пяти до десяти лет за убийство; на время уборки урожая заключенных выпускают из тюрьмы под честное слово; в России преступность ниже, чем где-либо в мире, и т. д.” – директор пустил нас к заключенным. Никто из них, похоже, не был заперт, одни лежали на койках (в четыре яруса под самый потолок, как в кубрике на корабле, стены украшены вырезками из газет и неизменными портретами Ленина и Сталина), другие расхаживали туда-сюда, не выпуская из рук свои матрацы, а некоторые вообще били баклуши. Несмотря на грязь и невзрачность обстановки, лица заключенных сияли радостью. А почему бы и нет?». Трэверс подытоживает свои впечатления: «Антиобщественный поступок, который привел этих людей за решетку, стал для них глотком свободы, позволив вырваться из общей массы. Проявление индивидуальной воли, видимо, воспринимается в России так же, как приступ запоя на Западе: это огонь, который очищает».
Интересно, что в столь же восторженном тоне почти в это самое время (арестован 10 декабря 1931 года) вспоминал свое пребывание в тюрьме великий абсурдист Даниил Хармс: «Я был наиболее счастлив, когда у меня отняли перо и бумагу и запретили что-либо делать. У меня не было тревоги, что я не делаю чего-то по своей вине. Совесть была спокойна, и я был счастлив»

..................................
««Вдоль всех улиц тянутся очереди за продуктами. Люди стоят молча и серо. Их выносливость поразительна. На лицах застыло постоянное отсутствующее выражение, словно они находятся под наркозом. Это голод? Может, они и в самом деле, как утверждают антикоммунисты, питаются лишь лозунгами и мечтами об обещанном им рае на земле?»
.................................
««В церкви нас тоже не пускают, мы можем лишь снаружи любоваться их сверкающими куполами-луковицами. Нам постоянно твердят, что церкви закрыты или превращены в спортивные залы. Вчера, пока гид растолковывала фермеру-птичнику какой-то исторический сюжет, я все же прокралась за ее спиной и прошмыгнула в мозаичную дверь в освещенный свечами полумрак. Шла служба, церковь была полна народу. Какой-то силуэт отделился от толпы и, словно призрак, направился ко мне. На женщине была обычная, не поддающаяся описанию одежда, ноги обмотаны тряпьем, чтобы удержать остатки туфель. Она испуганно и торопливо заговорила со мной по-французски. У меня сжалось сердце! Я протянула ей несколько рублей, она поспешно спрятала их под лохмотьями и снова упала на колени. Хорошо, что у меня нашлось, что ей дать: этот вечный высокомерный отказ принять хоть что-то иссушает душу. “О, мы поглотили их!” – беззаботно ответила гид, когда я спросила ее, что же произошло со старыми русскими. Что ж, полагаю, “поглотили” такое же подходящее слово, как и любое другое».
................................
«После посещения Эрмитажа, где Трэверс любовалась знаменитыми портретами Рембрандта, она записала: «Вот чего не хватает в России – личного во взгляде! Повсюду тут встречаешь лица застывшие и невыразительные, а глаза стеклянные и пустые. И опасные тоже: под влиянием настроения – жестокого или фанатичного – они способны на что угодно. Как хочется видеть личности, а не личины – многократно тиражированные советские маски!»
Удивительно, но у Трэверс всякий раз своя отличная от общей точка зрения на увиденное. Она не только отмечает пышную красоту дворцов и гигантский размах советских Домов культуры и стадионов, но и серую убогую одинаковость людей на улице – «Серый, серый, серый – только серый цвет в лицах здешних людей и на небе», – энтузиазм и озлобленность одновременно. «Россия еще не изжила влияние Достоевского: иступленное сострадание сочетается здесь с бессмысленной жестокостью. На днях я стала свидетельницей того, как двое мужчин, привычно ругавшихся на улице, вдруг наскочили друг на дружку, один из них повалил противника и ногой ткнул лицом в грязь. Папаша, братишка, возлюбите друг друга! Я убил Ивана за то, что он взял мой перочинный ножик».
.....................................
«Горничная, больше похожая на санитарку в клинике для душевнобольных (на что, впрочем, есть свои резоны: похоже, мы все тут немного не в себе), пришла в ужас, когда я захотела принять горячую ванну. Она сообщила мне, что из-за нехватки топлива для печей горячая вода появляется лишь два раза в неделю. Смущенная собственной дерзостью, я поспешила извиниться и осторожно осведомилась, нельзя ли пустить холодную воду, хотя бы тонкой струйкой? Позвякивая ключами, горничная, прежде чем удалиться, всем своим видом дала мне понять, что об этом не стоит даже заикаться. Однако портье, предпринявший доблестную попытку починить электричество (ванная комната с момента моего заселения пребывала в кромешной темноте и ночью и днем), обнадежил меня, что холодная вода, возможно, появится к вечеру».
..............................
«Трэверс отмечает необыкновенный энтузиазм людей, с которыми она встречается, но не может найти ему рационального объяснения: «”У нас есть работа”. Работа! Мы на Западе считаем, что тепло и пища – воздаяние за труд, а здесь труд заменяет и то и другое. Я начинаю понимать почему. В России иметь работу, рабочее место – это признак социальной значимости. Служить государству – высочайшая моральная доблесть, государство прекрасно сознает это и использует с максимальной для себя выгодой. <…> Новая Россия исповедует ту же доктрину лишений. В то время как мир изнывает от изобилия. Зачем нам отказываться от еды? Страна, которая первой села за пиршественный стол, будет руководить миром». Стойкость людей, с достоинством выносящих лишения, вызывает у Трэверс уважение. «Сегодня гид рассказала мне, как одна туристка в конце поездки захотела подарить ей пару теплых чулок. “Представляете! Какое оскорбление!” При этом девушка была так скудно и не по погоде одета! Но эти люди готовы терпеть все. Уж не гордыня ли это? Какая разница! Мне эта девушка понравилась. Пусть она и путается в исторических фактах – зато как она нас ненавидит! И поделом».
.............................
«Трэверс пытается понять, как, почему манипуляции большевиков массовым сознанием смогли изменить огромную страну. Ответ на свое недоумение она находит… в театре, где ее поражает умение аудитории отдаться иллюзии: «Сидя в русском театре, начинаешь понимать, как советскому государству удалось довести страну до крайности: добавьте к природной тяге к актерству непрекращающуюся пропаганду и бесконечные плакаты и вы сможете приручить человека к нынешнему режиму. Афиши, громкоговорители и личная склонность все превращать в театр способны убедить любого, что он играет ведущую роль в большевистском пышном спектакле и что без его участия вся сценическая конструкция Советской России обратится в руины. О, как это хитро придумано, как чертовски хитро! Ленин обнаружил, что медведи могут плясать, а Сталин догадался, как вдеть им в носы кольца, чтобы водить по улицам. Но не скрывается ли где-то там, за всей этой хитроумной эксплуатацией, желание самого медведя, чтобы его водили? Не по собственной ли воле люди выбрали тиранов, которые подыгрывают их самым глубоким инстинктам и освобождают от необходимости думать самостоятельно?»
.............................
«Молодой американец, которого я встретила несколько дней назад, рассказал мне, что его друг, тоже американец, возвращаясь на родину, отдал своей русской подруге граммофон. Хотя девушка не была красавицей, на ней тут же женился юноша, любящий музыку. Однако, став обладателем граммофона, он быстренько развелся и женился на девушке посимпатичнее. На радостях он подарил граммофон новой жене, после чего та в свою очередь с ним развелась и выбрала супруга покраше. Ну и так далее. Граммофон вел весьма легкомысленное существование, перебираясь из одной супружеской постели в другую. Чем все это для него закончилось – неизвестно. Возможно, он скончался от старости и изнурительного труда».
...............................
«Личная жизнь
Хотя она ни разу не была замужем, Трэверс за всю свою жизнь имела множество любовных романов как с мужчинами, так и с женщинами[2]. Незадолго до своего 40-летия Трэверс усыновила ирландского мальчика из Дублина Джона Кэмиллуса Гона (род. 15 августа 1939 года), который был внуком Джозефа Гона — первого биографа Уильяма Йейтса. Джозеф и его жена в силу обстоятельств были вынуждены в одиночку воспитывать семерых внуков, поэтому согласились отдать кого-нибудь на усыновление. И хотя Кэмиллус имел брата-близнеца Энтони, Трэверс отказалась почему-то брать двоих детей и усыновила только Кэмилуса (его она выбрала по совету своего астролога). Кэмиллус (после усыновления он стал Кэмилусом Трэверсом Гоном) ничего не знал о своём происхождении до 17 лет, пока случайно не столкнулся с Энтони в одном лондонском баре. Кэмиллус умер в Лондоне в ноябре 2011.»

33 год

Date: 2015-09-10 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] gallago_75 сослался на вашу запись в своей записи «33 год (http://gallago-75.livejournal.com/614196.html)» в контексте: [...] Москва - взгляд англичанки http://belkafoto.livejournal.com/489939.html?mode=reply#add_comment [...]

Date: 2015-09-11 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Нечастый случай, когда чем дальше читаешь, тем рассказ больше захватывает.
Действительно, интересно разобраться, почему советские люди так легко зомбированы. Я думаю, дело в страхе, замешанном на пропаганде. Где-то я читала человека, вспоминающего свое советское детство: моя психика, пишет он, была раздвоена. Одна часть активно посещала комсомольские собрания, искренне клеймила капиталистические страны, а другая слушала "Голос Америки" и охотилась за американскими джинсами. И эти две мои части мирно уживались друг с другом, не соприкасаясь - психика человека, воспитанного в страхе и пропаганде, блокировала связь между этими двумя сторонами жизни одной личности.
И я была такая же - живем в самой свободной стране, но анекдоты про Брежнева рассказываем шепотом.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Если закрыть границы, перекрыть СМИ и оставить только советские, метнуть в тюрягу, всех (почти), кто имеет мнение, отличное от государственного - чего ожидать?
Зомбировать можно. Вопрос - на какой срок? В нашем случае - 70 лет.

(Кстати, в статье многократно подчеркивалось, что из всей тур. группы, писательница была единственная не поверившая. Все остальные - жители свободной Англии, САМО-зомбировались...)
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Ну дак! Г. Уэллс тоже. Человек доверчив.

Человек доверчив.

Date: 2015-09-11 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Коммунизм" в эту эпоху и в самом деле являлся религией. Проверить эту идеологию было невозможно. Оставалось - верить или не верить.
А выбор был невелик: коммунизм или фашизм, или традиционные опостылые "буржуазные ценности".

Но что имеем сегодня?
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Вы совершенно правы. Массовые репрессии скрывались, на поверхности была только пропаганда того, что СССР - самая передовая страна. Но писательница увидела эту зомбированность в отсутствующем выражении лиц у людей. М сейчас в РФ - та же история: все ругают коррупцию, но советское воспитание в страхе, не дает перейти психологический барьер и назвать главных виновников. И я боюсь здесь открыто назвать фамилии - а вдруг меня прочитают "органы".
Что касается восторженных иностранцев - то же самое и сейчас. Критикующие США и ЕС - почему-то тянутся к другой крайности, к Путину, нарочно закрывая глаза на недостатки РФ. Я наблюдаю это в твиттере.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Говорят, что различие между Достоевским и Толстым в том, что первый видел проблему в "устройстве" человека, а второй - в устройстве государства.
Не удивлюсь, если истина лежит посредине.

Если государство "заточено" на достижении денег любой ценой (США), население в массовом порядке будет воровать и убивать, потому что цель - богатство.

СССР попыталось поставить другую задачу. Для решения ее было объявлено, что "Цель оправдывает средства" (с чем, КСТАТИ, был совершенно НЕ согласен Маркс).

Построив власть на диктатуре и терроре, правительство через пару поколений уже не могло управлять.

(Сегодняшняя Россия - это, конечно, отдельная тема).
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
==Если государство "заточено" на достижении денег любой ценой (США), население в массовом порядке будет воровать и убивать, потому что цель - богатство.==

В США массово воруют и убивают? Буду знать.

из комментов

Date: 2015-09-11 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"Параллели между Сталиным и Путиным (а если точно, то между тогдашней и нынешней группами интересов на вершине власти в Москве) действительно поразительные.

Думаю, причина, по которой тем не менее ведётся эдакая вялая "десталинизация", заключается в том, что "наши" не хотят отпугивать "их". И дело вовсе не в диктаторских замашках и тоталитаризме, о которых столько шума.
"Сталин" взял да и увёл у тогдашних "глобалистов" из под носа их же проект. Обернул начатую ими мировую революцию на пользу одной отдельно взятой страны. Сегодня Россия с Китаем могут проделать то же самое с "глобализмом", раскрутив его романтичные принципы вселенского равенства и братства не опереточно для прикрытия власти олигархов, а более "дословно", без неограниченного грабежа всех-всех кучкой вселенских нахалов. Скорее всего, именно это "наши" и проделывают. То есть в принципиальном плане делают точно то же, что делал "Сталин". Но при этом, научившись на ошибках прошлого века, старательно избегают давать "им" хоть малейший серьёзный повод, чтобы объявить крестовый поход против "нового Сталина". Это очень хорошо видно по тому, как "они" в своих СМИ всё равно пытаются разогнать такую волну, но получается у "них" с очень переменным успехом.

Так что вот в этом, на мой взгляд, главная причина "вялотекущей десталинизации": не дать "им"шанса пустить всё опять по хорошо накатанной пропагандистской дорожке середины прошлого века.

А параллельно может решаться и ещё одна не менее важная задача.
В России правит всё же весьма ограниченная группа интересов, по ряду параметров практически олигархическая. И она вписана в определённую международную, наднациональную структуру. Соответственно, у них есть серьёзная оппозиция с двух сторон: т.н. "либералы" (подпевалы конкурирующей международной структуры) и т.н. называемые "патриоты" или "государственники" (сторонники приоритета интересов нации в целом и "государственной демократии", а не только русских олигархов и "вертикали власти"; Юрий Болдырев, Андрей Фурсов — самые подходящие примеры таких настоящих патриотических государственников).
Сталин и его команда были как раз классическими, почти идеальными "государственными демократами". Соответственно, любая попытка восстановить историческую правду о них сулит большую политическую выгоду "государственным демократам" и, наоборот, больно ударит по политическим интересам правящей ныне национальной олигархической группы.
Думаю, что именно поэтому олигархическая группа хоть и очень скромную, но всё же "десталинизацию" (шельмование-лайт "государственных демократов") в стране целенаправленно ведёт.

То есть в сухом остатке получается со стороны нынешней власти довольно серьёзное и грамотное (с точки зрения их стратегии) использование "сталинского наследия": с одной стороны, берут из него всё принципиально важное для поддержки российских олигархов против их мировых конкурентов, и, с другой стороны, держат под контролем и не допускают акцентирования и раскручивания всего, что может их "шкурному" интересу причинить какой-нибудь ущерб.
До тех пор, пока интересы олигархов и нации/народа по этому конкретному поводу совпадают (а они сейчас более или менее совпадают), будет в этой области сохраняться та стабильность, которая наблюдается сейчас (аптекарски дозируемые завиральные вбросы через эхи и дожди её никак не нарушают, наоборот — поддерживают). "

не в тему

Date: 2015-09-11 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Но забавно (из ЖЖ):

"Житель Лондона Сэм Кукни подсчитал, что ему, холостяку (цитирую):

Чем снимать однокомнатную квартиру в Лондоне, дешевле снять двухкомнатную в Барселоне и летать каждый день туда-обратно на самолёте.

В Лондоне ему на прожитие требовалось на всё про всё 2 500 евро в месяц, в Барселоне -- 800 за квартиру и 1 150 за авиабилеты = 1 950 евро.
В результате Сэм Кукни теперь живёт в Барселоне (в историческом центре), успевает к 09:30 в офис, и пока что единственное, что его изредка печалит -- это отказ от вечеринок в Лондоне (почему он, чтобы избавиться от ностальгии, не подсчитал, сколько он таким образом экономит?).

А у меня в связи с этим две мысли в голове возникли.

1. На кого в современном мире рассчитан город, в котором холостяку нужно 2 500 евро только на жильё? Причём город с 9-миллионным населением в стране, в которой практически полностью изведено сельское хозяйстве и уже почти не осталось промышленности.

2. Что хуже? Наши былые полтора часа в один конец на не самых комфортных троллейбусе-метро-пешком или два с половиной часа в один конец но зато на чуть более комфортабельных автобусе-самолёте-метро? И если даже просто примерно одинаково, то в чём в конце концов преимущество нового мира перед старым (коли всех перемен и революций мы в конечном-то итоге хотим исключительно ради улучшения этих наших бытовых повседневных условий и мелких радостей)? "

близко к теме

Date: 2015-09-11 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
"В 1930 году Джон Мейнард Кейнс предсказал, что развитие технологий в таких странах, как Великобритания или США, к концу столетия позволит ввести 15-часовую рабочую неделю. Нет практически никаких причин сомневаться в его правоте: в технологическом плане наше общество вполне на такое способно. Тем не менее, ничего подобного не произошло. Вместо этого, если технология и была для чего-то использована, то для того, чтобы заставить нас работать больше. Ради этого было создано множество профессий, которые по сути являются бессмысленными. Огромное количество людей, особенно в Европе и Северной Америке, проводит всю свою жизнь выполняя работу, которую они втайне считают ненужной и бестолковой. Моральный ущерб от этого положения вещей настолько глубок, что превратился в шрам на нашей коллективной психике. И, несмотря на все это, практически никто не обсуждает данную тему."

Подборка И-П
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Но вот коррупция туда не вошла, а это тоже преступление наравне с кражами и роббери. Только в РФ она не считается преступлением. Нет в статье и преступлений, связанных с оборотом наркотиков, а ведь РФ по потреблению героина "первее" Америки.

А вы к чему стали мерять РФ и США? Не хотите ли намекнуть мне, что я просто не понимаю, в какой замечательной стране живу?:)

Re: не в тему

Date: 2015-09-11 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Это вы точно сказали насчет одинакового времени проезда на работу что с окраины в центр, что из Барселоны в Лондон:)

Re: близко к теме

Date: 2015-09-11 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Сейчас ведутся какие-то разговоры о снижении продолжительности рабочей недели.

Не хотите ли намекнуть мне

Date: 2015-09-11 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Отнюдь. Многие испанцы, уверены, что земля у них замечательная, а вот правительство прогнило насквозь и ни одной партии, которой можно доверять нет.
И конца этому не видно.

Re: не в тему

Date: 2015-09-11 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Дело хорошее, но упирается в тему "длинного рубля".

Моя знакомая работает дома и график зависит от нее.
Выглядит он так:
подъем в 3 утра.... (если надо, то в выходные тоже)...
From: [identity profile] colored-way.livejournal.com
Как это будет, когда и будет ли - никому не известно:)

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios