arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Саломея дама общества

31 июлл, четверг ____
______________
Сережа должен был поехать за Евреиновым в семь часов,
проснулся в половине девятого. Вавочка изображала
Independent Barbara <независимую Варвару> и спрашива
ла, можно ли поцеловать Рафаловича. Не успела уйти, как
явился Рафалович и попросил Сережу на две минуты раз
говора.

Я побежала к Вавочке испугать ее этим. В половине
десятого пошла напомнить Сереже относительно Тотвена.
Тогда оба они пришли ко мне. «Выслушай Сергея Львовича
и пораскинь умом». Я насторожилась. - «Я хотел себя про
верить и поэтому поделился с Сергеем Юрьевичем, который
хочет, чтобы и Вам я это рассказал: Саломея позирует Кепе
нову о бнаженной. Как Вы относитесь?» - «Это зависит от
моей веры в художника». - «Она у меня спрашивала сове
та, я, ничего не имея против этого, ходил выбирать позу.
Кепенов работает невероятно долго, и, так как Саломея мно
го пропускает, он захотел снять слепки с ее рук, живота, гру
ди и по ним работать. Я запротестовал, но Саломея, назвав
это капризом с моей стороны, все же пошла, позволила ма
стерам снять слепки, и на этом мы вчера поссорились осно
вательно. Прав ли я, требуя теперь, чтобы либо она бросила
бы совсем позировать, либо Кепенов уничтожил бы при нас
слепки. Саломея протестует и ничего поделать не хочет». -
«Факт совершился, и поэтому, действительно, трудно посо
ветовать. Может быть, Вы сделаете реприманд Кепенову -
потому что с его стороны огромный faux-pas <ошибочный
шаг> подвергать свою модель - даму общества - подоб
ным манипуляциям». - «Нет, я Кепенову ничего не могу
сказать - но Саломея должна потребовать уничтожить
слепки». - «Закончить работу необходимо, но слепки мож
но уничтожить, как только они отслужат». - «Да, но Сало
мея Николаевна никогда не согласится - посягать на ее сво
боду!» Сережа не верит, тогда Сергей Львович: «Вы ее не
знаете: она расстраивает все браки, доказывая всем женщи-
386 нам, что они должны быть самостоятельны». Сергей Льво
вич уходит. «Теперь Саломея может попасть в ужасное по
ложение. Она не сможет отказать ни одному художнику в
просьбе писать <ее> обнаженной. Ни тебе, ни Сорину, ни
Зданевичу».

Мария Саломея

Date: 2025-01-28 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Учёные

Мария Саломея Склодовская-Кюри
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Княжна Саломе́я Никола́евна Андро́никова (Андроникашвили, в первом браке Андреева, во втором Гальперн, октябрь 1888, Тифлис — 1982, Лондон) — одна из самых примечательных женщин Серебряного века, меценат, модель многих портретов и адресат многих стихотворений.

Соломея (по документам) Андроникашвили родилась в Тифлисе. Была названа в честь грузинской святой Саломии Уджармской.

Отец — кахетинский князь Иван (Нико) Захарьевич Андроникашвили (1863—1944), в течение 13 лет он работал главным экспертом Кавказского комитета по защите от филоксеры, был городским головой Батуми. Познакомился с будущей женой в Петербурге во время деловой поездки.

Мать — Лидия Николаевна Плещеева-Муратова (1861—1953), приходилась внучатой племянницей поэту Алексею Плещееву. В первом браке имела троих детей, умерших в детстве. Во втором браке родила троих детей: дочь Саломея, дочь Мариам, (1891—1976; в браке Шарашидзе) и сын Яссе Николаевич Андроников (1893—1937; неоднократно репрессирован, расстрелян).

Date: 2025-01-28 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В 1915—1917 гг. Андреевы жили раздельно, но не разводились.[6] Павел Семёнович жил на 2-й Рождественской улице, а Саломея Николаевна снимала квартиру по адресу — Васильевский остров, 5-я линия, д. 62 (доходный дом Макарова, на углу с Малым проспектом).

В это время она у себя держала литературный салон, собиравший замечательных поэтов того времени. Тэффи описывала её следующим образом:

Украшением синих вторников была Саломея Андроникова, не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица — сплошное «не». Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга. Была нашей мадам Рекамье, у которой, как известно, был только один талант — она умела слушать. У Саломеи было два таланта — она умела, вернее любила, и говорить. <…> Многие художники писали её портреты. У Саломеи была высокая и очень тонкая фигура. Такая же тоненькая была и Анна Ахматова. Они обе могли, скрестив руки на спине, охватить ими талию так, чтобы концы пальцев обеих рук сходились под грудью.
— Тэффи. Моя летопись. — М.: Вагриус, 2004. — С. 301. — (Мой 20 век)

Date: 2025-01-28 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В 1915—1919 гг. состояла в связи с поэтом Сергеем Рафаловичем[12] [13], который с 1905 был женат на Александре Артуровне Рафалович, дочери финансиста А. Г. Рафаловича, и жил на два города, Париж и Петербург, и на две семьи.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Сергей Львович (Зе́ликович) Рафало́вич (1875—1944) — поэт, прозаик, драматург Серебряного века, театральный критик.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Артур Германович (Абрамович) Рафалович (23 июня 1853, Одесса — 23 декабря 1921, Париж) — экономист и дипломат Российской империи.

Из еврейской купеческой семьи. Живя постоянно за границей, занимался, главным образом, изучением финансовых вопросов, преимущественно в России; своими сочинениями, написанными на французском языке, много содействовал распространению за границей благоприятного представления не только о российских финансах, но и о её торгово-промышленной деятельности. С 1894 г. Рафалович состоял коммерческим агентом Царского Министерства финансов в Париже.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В 1922 году уехал в Париж, где позднее женился на Мелите Тадиевне Чолокашвили (1895—1985), держательнице знаменитого литературного салона в Тифлисе. В эмиграции печатал стихи в газете «Возрождение», опубликовал сборники поэм «Горящий круг» (Б., 1923), сборники стихов «Зга» (Б., 1923), «Август» (Б., 1924) и «Терпкие будни» (Париж, 1926)[7].
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В июне 1917 года уехала из Петербурга в Крым, в Алушту, с Рафаловичем и со своей дочерью Ириной. В Алуште жила на даче А. А. Смирнова в Профессорском уголке, принадлежавшей родителям его жены Е. П. Магденко. Там же жили в то время Осип Мандельштам, Сергей Радлов с женой, поэтессой Анной Радловой, Константин Мочульский, Виктор Жирмунский. По вечерам поэты читали стихи, и совместно ими была написана и поставлена шуточная пьеса «Кофейня разбитых сердец, или Савонарола в Тавриде», написанная ко дню именин Саломеи 16 августа. Авторами текста стали Константин Мочульский, Виктор Жирмунский, Сергей Радлов и Осип Мандельштам, также они стали и персонажами этой «комедии положений».[14][15]

В Петроград после этой поездки Соломея не вернулась. В сентябре 1917 года из Крыма она переехала в Баку, а затем в Тифлис, к родителям.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В 1920 г. в Тифлисе познакомилась с Зиновием Пешковым[16]. В Тифлисе была знакома с Савелием Абрамовичем Сориным и Сергеем Судейкиным и Верой Артуровной Судейкиной.

Зиновий Пешков в то время работал, как член группы французского представительства при меньшевистском правительстве Грузии; известен как приёмный сын Горького и родной брат Якова Свердлова). Зиновий был популярен в литературно-художественных кругах, встречался с Буниным, Шаляпиным, Сориным, Шухаевым, Эльзой Триоле и Луи Арагоном, который назвал его жизнь «одной из самых странных биографий этого бессмысленного мира».[17] Зиновий Пешков помог Саломее Николаевне Андреевой в мае 1920 г. получить возможность в сентябре 1920 года выехать в Стамбул, а затем, на поезде, в Париж.
Париж

С 1920 по 1921 год жила в гражданском браке с Зиновием Пешковым[18].

С октября 1920 г. жила в Париже, позднее, через год, её подруга Александра Меликова привезла к ней её дочь из Грузии.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
После расставания с Пешковым, с 1922 по 1924 г. жила в Париже на улице Альфред Стевенс, несколько лет у неё жила подруга, Александра Николаевна Меликова (герцогиня Лейхтенбергская) и семья художника Василия Шухаева. Сохранила дружеские отношения с Зиновием Пешковым, при его участии помогла в 1925 году эмигрировать Зинаиде Серебряковой.

девичья фамилия Лансере́

Date: 2025-01-28 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября [10 декабря] 1884, Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская и французская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Семья

Родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Третьяковской галереи Олимпиады Алексеевны Живовой, указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтверждённым фактам и другим автобиографиям.

Детство провела в имении Нескучное, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был архитектором, отец Евгений Лансере — скульптором-анималистом, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художницей-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился Зинаиде двоюродным племянником.
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа[3].
Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи[4].
Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР[5].
Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913, Нескучное — 2014, Париж)[6], художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Париж

Осенью 1924 года поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928—1929 и 1932 годах[21] ездила в Марокко. Там рисовала Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Хрущёвская оттепель

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешили контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посетила дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она стала популярной в СССР, её альбомы печатались миллионными тиражами, а картины сравнивали[источник не указан 379 дней] с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В 1925 году вышла во второй раз замуж за коллекционера и адвоката Александра Гальперна, бывшего управляющего делами Временного правительства, ближайшего друга А. Ф. Керенского. Супруги жили на два города: Александр Яковлевич Гальперн постоянно жил в Лондоне. Саломея Николаевна Гальперн жила, в основном, в Париже.

С 1928 г по май 1940 г. работала редактором в журналах «Vu[фр.]» и «LU» известного издателя Люсьена Вожеля[фр.].
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В Париже дружила с Ильёй Эренбургом, Алексеем Толстым, Натальей Крандиевской.[19] В течение длительного периода финансово поддерживала Марину Цветаеву, в 1933—1934 годах входила в «Комитет помощи Цветаевой». Она рассказывала: «Эмигрантская моя жизнь освещена Цветаевой, встречами с нею. Я сразу полюбила её… Никогда я не видела такой бедности, в какую попала Цветаева. Я же поступила работать к Вожелю в модный журнал, получала тысячу франков в месяц и могла давать Марине двести франков». Почти в каждом из 125 сохранившихся писем Цветаевой к Саломее звучит благодарность за помощь, а также просьба о высылке очередного «иждивения», о распространении билетов на вечера Цветаевой, о присылке старой одежды и обуви для самой Марины и её дочери Али[20]. Как результат, для Цветаевой Саломея стала музой, будившей её воображение: «Очень Вас люблю… Вы мне бесконечно нравитесь» (из письма от 22 марта 1931)[21]. Сохранилось более ста пятидесяти писем Цветаевой к Гальперн.

Date: 2025-01-28 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Нью-Йорк

В 1940 году с внуком Филиппом переехала в США, где её муж, А. Я. Гальперн, работал при английском посольстве. В это время её дочь Ирина Павловна Нольде, коммунистка и участница Сопротивления, и её муж, служивший во французской армии, оставались во Франции. В 1945 г. вернулась жить в Лондон.
Лондон

С 1945 г. по 1982 г. жила (до 1956 г. с мужем), в Лондоне по адресу 39 Chelsea Park Gardens. Занималась благотворительностью[22]. В 1953 году выпустила книгу кулинарных рецептов французской кухни, включив в неё два блюда грузинской кухни.

Овдовела в 1956 г.

Date: 2025-01-28 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Исайя Берлин рассказывал о своей беседе с Анной Ахматовой:

Она спросила меня о Саломее Гальперн, урождённой Андронниковой, с которой была знакома ещё в Санкт-Петербурге перед Первой мировой войной. Эта знаменитая красавица, блиставшая в светском обществе остроумием и привлекательностью, находилась в дружеских отношениях со многими художниками и поэтами того времени. Я услышал от Ахматовой, (собственно, я это уже знал) что Мандельштам, влюблённый в Саломею, посвятил ей одно из лучших своих стихотворений. Я был близко знаком с Саломеей Николаевной и её мужем Александром Яковлевичем Гальперном и рассказал о каких-то фактах их жизни, их окружении и взглядах. <…> Только имея представление обо всём этом, можно понять «Поэму без героя»: последовательность картин и символов, игру масок, заключительный бал-маскарад, мотивы из «Дон Жуана» и «Комедии дель арте». Ахматова вновь заговорила о Саломее Андронниковой (Гальперн), её красоте, обаянии, незаурядном уме, о вечерах в кабаре «Бродячая собака», о представлениях в театре «Кривое зеркало»…
— Исайя Берлин. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 года

Date: 2025-01-28 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
В одном из писем к В. Шухаеву этого периода пишет: «Я, душенька, стара, как попова собака, но работаю, как вол, хоть глуха, „слепа“ (то есть оба глаза оперировали и хожу плохо, но бегаю)».

В 1982 году лондонская «The Times» и русские зарубежные газеты сообщили, что 8 мая в Лондоне на 94-м году жизни скончалась Саломея Николаевна Андроникова, «последняя из самых блистательных женщин, которым довелось быть современницами расцвета Серебряного века русской поэзии. Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи. Она славилась умом, обаятельностью, остроумием. В числе её друзей были знаменитые русские поэты и художники того времени»[26]. Умерла она в доме, который был куплен для неё сэром Исайей Берлиным[27].

Прах её был развеян под кипарисами на кладбище Патни-Вейл в Лондоне. Наследство и архив она завещала дочери Ирине Андреевой.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios