arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Hans Uhlmann (Bildhauer)

/Sic Google transit/

Ганс Александр Ульманн (родился 27 ноября 1900 года в Берлине; † 28 октября 1975 года там же) был немецким рисовальщиком и скульптором. Его считают основоположником металлической скульптуры в Германии. Его работы включают 242 скульптуры и более 1125 рисунков. С начала 1950-х годов он получал многочисленные заказы на скульптуры в общественных местах и ​​принимал участие в международных выставках, таких как Documenta, Биеннале в Сан-Паулу и Венецианской биеннале.

Жизнь
Образование и первая творческая деятельность (1900–1933) Ганс Ульманн вырос в Берлине-Штеглице. Будучи студентом, он почувствовал тягу к музыке и брал уроки игры на скрипке. Окончив среднюю школу, Ульман в 1918 году начал обучение в Берлинском техническом университете по специальности «математические и технико-конструктивные проблемы». Одновременно он работал в «Музыкальной коллегии» Университета Фридриха Вильгельма. После окончания учебы в 1924 году он работал квалифицированным инженером в компании Neufeldt & Kuhnke в Киле. В это время были созданы его первые скульптуры, но они не сохранились. В 1926 году он вернулся в Берлинский технический университет в качестве постоянного ассистента профессора Макса Клосса. В то же время он продолжал заниматься искусством, о котором мало что известно. В 1930 году он выставил гипсовые скульптуры в галерее Фрица Гурлитта в Берлине. Имеются сведения о поездке в Париж в 1929 году и в Москву в 1932 году.
Тюремное заключение и внутренняя эмиграция (1933–1945)
После победы НСДАП на выборах в 1932 году, самое позднее весной 1933 года, Ульман потерял работу в Берлинском техническом университете. Точное время и обстоятельства неизвестны. 26 октября 1933 года он был арестован во время листовочной кампании и после нескольких недель заключения приговорен к полутора годам заключения в тюрьме Тегель за подготовку к государственной измене. Он описал свои переживания в дневнике, который вёлся на французском языке.[1] В свободное время он создавал портретные зарисовки своих сокамерников и первые эскизы скульптур из проволоки. После увольнения он сначала работал техническим чертежником, а с 1937 года работал дизайнером в компании National Registrierkassen GmbH (NRK) в Берлине, которая тогда входила в состав Krupp Group. Тогда же он создал свои первые скульптуры из железной проволоки и цинкового листа. В 1941 году он женился на Хильдегард Романн. В следующем году у них родился сын Ханс Иоахим. В годы войны с 1942 по 1945 год не было создано ни одной скульптуры, а рисунков было очень мало.

Новые начинания: выставки и преподавание (1945–1952).

Вскоре после окончания войны, в мае 1945 года, Ульманн поступил на работу в Управление народного образования Берлин-Штеглиц в американском секторе в качестве специалиста по живописи и скульптуре. В этой роли он организовывал выставки для художников, которым недавно запретили работать. Впервые он также показал собственные скульптуры и рисунки, которые создавал за последние двенадцать лет. Летом 1946 года он переехал в галерею Герда Розена, Курфюрстендамм 215, в качестве директора выставки, которая стала местом встречи тех художников, которые искали новое начало после 1945 года. Среди художников галереи: Хайнц Трёкес, Вернер Хельдт, Жанна Маммен, Ханс Тиманн, Ханна Хёх, Луиза Стомпс, Теодор Вернер и Мак Циммерманн. Через два года он оставил эту работу. В 1950 году Ульман получил назначение в Берлинский университет изящных искусств, где первоначально в течение двух лет вел базовый курс. В 1951 году Ульманн получил приз за рисунок на биеннале в Сан-Паулу. В том же году он стал членом группы художников ZEN 49, основанной в Мюнхене.[2] В 1952 году он был назначен профессором. В следующем году художник основал первый в стране класс металлической скульптуры.
Заказные работы и ретроспектива (1952–1975).

Просторная сервисная мастерская в университете открыла перед Ульманом новые технические и дизайнерские возможности, которые также отразились на его творчестве. Его рисунки, постоянно сопровождавшие его скульптурную работу, создавались как в мастерской, так и в частной квартире. В 1956 году он был принят действительным членом Академии художеств. Почести, участие в выставках и заказы на скульптуры в общественных местах накапливались. В 1968 году Ульманн вышел на пенсию. В том же году ретроспектива в Академии художеств (на Hanseatenweg) показала срез его творчества. В 1972 году он реализовал свою последнюю крупную работу по заказу — «Башня со всесторонним сиянием» для Тюбингенского университета Эберхарда Карлса. Ганс Ульманн жил уединенно в таунхаусе, спроектированном архитектором Василием Лукхардтом на Шорлемераллее в Берлине. В послевоенный период он был одной из центральных фигур на художественной сцене Берлина и одним из самых важных скульпторов Германии. После смерти 28 октября 1975 года Ганс Ульманн был похоронен на лесном кладбище Далем.[3] Ганс Ульманн был членом Ассоциации немецких художников.
Пространственные линеатуры (1946–1952)
Металлические головки, созданные во время «внутренней эмиграции», кажутся жесткими и герметичными. Пространственные скульптуры Ульмана из изогнутой железной проволоки, которые он создает с 1946 года, олицетворяют движение, динамику и ритм. Названия «Насекомые», «Птицы», «Лошади» наводят на образные ассоциации, но для художника эти термины — лишь повод для движущихся, покачивающихся форм. Хафтманн говорит о «пространственных кривых, спрыгивающих с основания» (Хафтманн, стр. 38), «пространственных линиях» и «образных знаках» (Хафтманн, стр. 39). Ульман определил свою «прямую стальную скульптуру» в отличие от объемных скульптур, отлитых из бронзы. Все более абстрактные скульптуры носят такие названия, как «Andante con moto» (LB 71) или «Сферическая скульптура» (LB 78). В 1950-е годы динамичные формы Ульмана укрепились. Теперь он вырезал элементы из стальных пластин и сгибал их в пространственные символы с органическими коннотациями, которые символизировали движение в сочетании с движением более решительно, чем кажущиеся невесомыми скульптуры из проволоки как фигуры и пространственные символы.
Спираль, карусель, фетиш (1953–1960).

В 1950-е годы словарь форм Ульмана продолжал расширяться. Помимо космических символов, устремленных вверх или во все стороны, присутствовал мотив раскачивающейся спирали и — представитель центробежной силы — весьма абстрактная форма карусели. Заказные работы часто вдохновляли скульптора на новые решения. В 1954 году он создал «Концерт» (LB 110), скульптуру для Берлинского музыкального университета, сочетающую возникающие танцевальные моменты со спиральным мотивом и ритмично расположенными линиями. По мнению Хафтмана, художник связывал «порыв звуков» (Хафтман, с. 45) с переплетением форм. Не только контекст, но и пространственная ситуация, представленная в проектах «искусство в архитектуре», побудила Ульмана найти решения, соответствующие архитектуре. Свою пространственную скульптуру, висящую на лестнице здания библиотеки Фрайбургского университета (WVZ 138), он назвал «Плавающая скульптура». Оно также символизирует движение, но не направленное, а вращающееся внутри себя. Используя стержни и круглые диски, Ульманн создал созвездие ритмических вибраций, которые, кажется, распространяются в пространстве. За этим последовала в 1958/59 году серия скульптур из черной стали под названием «Фетиш» (LB 161, 163, 172,
Складывание и раскладывание башен и колонн (1954–1972 гг.)

Ульман пересмотрел многие мотивы, разработанные на протяжении десятилетий, такие как фетиш (скульптура для Бетховенхалле в Бонне «LB 183»). Мотив складывания и раскладывания (скульптура для Немецкой оперы в Берлине «LB 191») сопровождал художника и в его позднем творчестве. (Прим.: Ротерс, стр. 7) В конце 1950-х годов были добавлены формы башни и разделенного ядра – «камеры башни» (Хафтманн). В середине 1960-х годов Ульманн экспериментировал с формами пирамид (например, «Большой треугольник», Музей Людвига, Кёльн). Ее башни смотрят наружу (башня с круговым излучением «ЛБ 241»), колонны — внутрь (квадратная колонна «ЛБ 235», пятиугольная колонна «ЛБ 239»). В колоннах, создаваемых с 1970 года, Ульманн расширил центральную зону на всю высоту скульптуры так, что она была полностью видна, но все равно была скрыта лабиринтной структурой. Эберхард Ротерс: «Становится очевидным то, что волнует художника: скульптурный противообраз того соответствия, которое является основной константой всего человеческого опыта, взаимодействия между внутренним и внешним, воплощенным в контрастирующих напряжениях оболочки и ядра». (Ротерс, стр. 10)
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 06:47 am
Powered by Dreamwidth Studios