arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
/"но в жизненных трудностях я - совершенный ребенок"/

ЗАМЯ́ТИНА Людмила Николаевна (урожд. Усова) [20.10.1883/84, СПб. - 9.4.1965, Париж, похоронена на кладб. Тие (префектура Val-de-Marne , Валь-де-Марн)] - врач, публикатор.

Жена писателя Е. И. Замятина, его лит. секретарь.

Родилась в семье купца Н. Г. Усова и Е. Г. Усовой. Сведения о дате и месте рождения З.(У.) расходятся: парижские архивы и ее личное дело в СПб. дают разные даты и место - СПб. или Александровский завод Забайкальской губ. (см.: Любимова М. Ю. Евгений Замятин - автор романа «Мы»).

Училась в женской гимназии г. Читы. В 1904 поступила на курсы при Женском мед. ин-те (ЖМИ) в СПб. Выпускница фельдшерской школы, по специальности акушерка. Страдала болезнью легких.

Познакомилась с Е. И. Замятиным в нояб. 1905. Оба принимали участие в нелегальных сходках и работе социал-демократ. организаций. На Замятина подействовал пример Л. Н. и ее сестры М. Н. Усовой, активных революционерок, которые и вовлекли его в рев. деятельность. 11 дек. 1905 Замятин был арестован, помещен в Дом предварительного заключения. С этого момента началась его переписка с Л. Н. Перв. письмо Замятина к будущей жене исследователи датируют 26 марта 1906, когда писатель сидел в одиночке на ул. Шпалерной, где провел три месяца (см.: Любимова М. Ю. «Я был влюблен в революцию…»). Последнее письмо - 10 авг. 1931. Всего обнаружено 334 письма.

В 1916 Л. Н. приехала к Замятину в Англию и вернулась с ним. Скорее всего свадьба Е. Замятина и Л. Н. Усовой состоялась именно в этот период. Впоследствии, расставаясь с женой во время поездок в др. города, Замятин писал ей о том, как идет работа над тем или иным произведением, подготовка к печати его книг, рассказывал о ближайших намерениях.

Л. Н. деятельно хлопотала по поводу освобождения мужа во время его ареста в 1922: «Л<юдмила> Н<иколаевна> - человек энергичный и при желании может воскресить мертвого. Когда твоя судьба оказалась непосредственно в ее руках, я перестал за тебя беспокоиться и был в этом, конечно, прав» (Ю. П. Анненков. Письмо Е. И. Замутину. Черновик. <Первая пол. сент.1922>).
Л. Н. рано обратила внимание на лит. способности Замятина. Он нашел в ней понимание, моральную поддержку и умение оценить его тв-во. «Людмила Николаевна, очаровательная и по-русски общительная, была не только верной спутницей Замятина. Она была помощницей и, в некотором смысле, даже сотрудницей своего мужа в его литературных трудах. Замятин всегда давал ей на прочтение первоначальные наброски своих рукописей, и она неизменно делала казавшиеся ей нужными замечания, которые приводили иногда писателя к некоторым формальным изменениям текста. Затем Людмила Николаевна, прекрасная дактилографка, переписывала окончательный текст на пишущей машинке», «в борьбе с жизненными перипетиями, беспрерывно осложнявшимися в России в конце двадцатых годов, роль Людмилы Николаевны была чрезвычайно существенной. Замятин рассказывал мне в Париже, что <…> письмо, помещенное в “Литературной газете”, было почти полностью составлено его женой. - Как писатель, я, может быть, что-то из себя представляю, - говорил Замятин, - но в жизненных трудностях я - совершенный ребенок, нуждающийся в нянюшкиных заботах. Людмила Николаевна в таких случаях - моя добрая няня. Замятин был прав, и это чувствовалось всеми, хорошо знавшими его и Людмилу Николаевну», - вспоминал Ю. П. Анненков (Анненков Ю. Дневник моих встреч).
.....................
В нояб. 1931 вместе мужем Л. Н. покинула Россию (Рига, Берлин, Прага). Замятины собирались ехать в США, но задержались. Проехали через Ригу, в Германии ждали несколько месяцев визу, сделали кратковременный визит в Прагу. С янв. 1932 жили во Франции (из-за экономического кризиса). З. работала в типографии, вернулась к своей профессии.

После смерти Е. И. Замятина занималась лит. наследием мужа, готовила к публикации его произведения. Ю. П. Анненков: «По счастью, Людмила Николаевна отличалась редкой бережливостью ко всему литературному наследству Замятина и тщательно охраняла все им написанное <...>. Замятинские архивы уцелели». После смерти писателя романы его публиковались во Франции и ряде др. стран мира, в переводах на многие яз. «Всем этим русская литература обязана Людмиле Николаевне», - пишет биограф.

Участвовала в составлении и изд. книги критич. статей Замятина и его воспоминаний о Л. Андрееве, А. Белом, А. Блоке, М. Горьком, Б. Кустодиеве, Ф. Сологубе - «Лица» (Нью-Йорк, 1955), вызвавшей ряд доброжелательных рец. в эмигрантской прессе, в т.ч. Г. Адамовича (Опыты. Нью-Йорк. 1956. № 6).

Похоронена в одной могиле с мужем на парижском кладб. для бедных в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36). Ю. П. Анненков: «В 1965 году, исполнив свой долг, Людмила Николаевна вернулась к своему мужу, и ее гроб укрылся в могиле Евгения Замятина».
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 02:45 am
Powered by Dreamwidth Studios