arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Волки от испуга скушали друг друга

/оказался агентом ОГПУ по кличке «Буревестник» /
((Короче.
Копали под Тарле.

Который, в земной жизни пережил терана.

Захер ("пошел нахер"), тоже последнего пережил.
За́йдель, который "Буревестник", оказался в списке "Ленинград" (1937).
Молок, Захера заложивший, коптил аж до 1977.

Какая история, такие и историки.))
.............

Я́ков Миха́йлович За́хер (псевд. Михайлов; 22 октября [3 ноября] 1893, Миасс, Оренбургская губерния[1] — 14 марта 1963[1], Петродворец, Ленинград) — советский историк и педагог. Автор 102 работ, в том числе капитальной монографии (1930), посвящённой движению «бешеных» в годы Великой Французской революции.

Сын горного инженера Менделя Бейнусовича (Михаила Вениаминовича) Захера и домохозяйки Ольги Григорьевны. Дед — Захер Бейнус Давидович был торговцем зерном в Режице. В начале XX века переехал с семьёй в Санкт-Петербург.

Окончил Тенишевское училище (1910), потом юридический факультет Императорского Петроградского университета (1915) и одно время работал по специальности, но затем сменил призвание. 15 октября 1918 года начал учиться на историческом отделении историко-филологического факультета того же университета, называвшегося уже Первым Петроградским, а затем просто Петроградским.

В 1917—1918 годах входил в РСДРП(м) (Плехановская группа «Единство») и состоял в меньшевистской организации Литейного района.

С 1919 по 1923 год был преподавателем Военно-политического училища имени Толмачёва.

После окончания в марте 1920 года историко-филологического факультета был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1922 году стал научным сотрудником исторического научно-исследовательского института при университете.

С 1923 года — на преподавательской работе в университете и ряде других учебных заведений. 25 мая 1923 года получил учёное звание доцента, а 9 ноября 1926 года — учёное звание профессора.

С 1923 года также член Общества историков-марксистов и Группы левой профессуры. С того же года кандидат в члены, а с 1925 года — член ВКП(б).

30 ноября 1929 года был исключён из партийных рядов как «выходец из чуждой социальной среды» и человек, проявивший во время пребывания в партии «полную политическую неустойчивость»
Отказался выступать против Е. В. Тарле на Объединённом заседании Института истории при ЛОКА и Ленинградского отделения общества историков-марксистов, но, поддавшись угрозам со стороны Г. С. Зайделя, опубликовал «покаянное» письмо против Тарле. Сохранил место профессора в пединституте, а на только что образованном историческом факультете ЛГУ получил место профессора-почасовика.

В ночь с 7 на 8 октября 1938 года был арестован в своей квартире (Моховая улица, дом 28, квартира 19а) сотрудниками УГБ НКВД.

19 сентября 1939 года предстал наряду с шестью другими историками перед судом Военного трибунала Ленинградского военного округа, обвиняясь в принадлежности с 1933 года к антисоветской меньшевистской организации. На суде отказался от своих показаний, указав на пытки, издевательства и истязания, которым подвергся в ходе следствия.

Решением Особого совещания НКВД от 19 октября 1940 года был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Срок отбывал в лагерях для политзаключённых Богучаны и Песчаный в Красноярском крае. 4 февраля 1941 года получил ещё 5 лет ИТЛ от Красноярского краевого суда.[2]

В мае 1951 года директивой МГБ и прокуратуры СССР был определён на бессрочную ссылку в том же Красноярском крае, но 11 июля 1953 года в соответствии с постановлением МВД оказался на свободе.[2]

Вначале поселился у сына в Петрозаводске, где устроился на работу заведующим кабинета учёта и медицинской статистики в городской больнице. Осенью 1956 года вернулся к преподавательской деятельности на истфаке ЛГУ.

Как повествует П. Уваров: "Вернувшись после лагерей и ссылки, он задумал переиздать свою старую книгу о «бешеных». И не просто переиздать, а учесть все новейшие историографические достижения, весь опыт своей скрупулезной работы с источниками. Однако издательская судьба рукописи оказалась тяжелой: на протяжении нескольких лет от автора требовали то сократить текст, то изменить целый ряд формулировок, то согласовать свою концепцию с господствующим на тот момент «официальным» взглядом на якобинцев. Книга вышла в сильно искаженном виде, хамское отношение редакции, постоянное нервное напряжение и материальные проблемы на фоне увольнения с кафедры ускорили уход Якова Михайловича из жизни"[3].
.....................
Григо́рий Соломо́нович За́йдель (15 июня 1893, Белая Церковь, Киевская губерния, Российская империя — 11 мая 1937, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский историк,

Последние годы. Репрессии и гибель

В Саратове проживал по адресу: Ленинская ул., д. 134, кв. 1[3]. Был назначен профессором кафедры истории Нового времени исторического факультета Саратовского педагогического института.

6 мая[3] 1936 года был арестован вновь и доставлен в Ленинград. Обвинён в руководстве «троцкистско-зиновьевской террористической организацией», которая якобы участвовала в покушении на деятелей ВКП(б) и убийстве С. М. Кирова. Сам Зайдель был обвинён в причастности к убийству Кирова. На следствии пережил череду изнурительных допросов и, возможно, пыток[2]. «Сломался», сознавшись в инкриминируемых ему деяниях, а также оговорил ряд коллег.

В апреле 1937 года по представлению заместителя начальника 4—го (Секретно-политического) отдела ГУГБ С. Г. Гендина был определён к репрессии по I категории (смертная казнь через расстрел), фигурировал под № 46 в расстрельном списке «Ленинград»[3]. 11 мая 1937 года на закрытом заседании выездной комиссии Военной коллегии ВС СССР полностью признал свою вину. Был признан виновным по статье 58-8 УК РСФСР[3] («Организация в контрреволюционных целях террористических актов, направленных против представителей Советской власти») и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. В последнем слове просил о снисхождении, но безуспешно[1]. В тот же день приговор был приведен в исполнение.

Согласно данным, опубликованным в 1993 году, оказался агентом ОГПУ по кличке «Буревестник»[4].
................
Алекса́ндр Ива́нович Молок (12 (24) октября 1898— 25 сентября 1977) — советский историк, доктор исторических наук (1940), профессор.

Александр Иванович Молок родился в 1898 году в семье адвоката. В 1922 году окончил факультет общественных наук Петроградского университета. Учился у Е. В. Тарле и Б. О. Беккера.
..................
Евге́ний Ви́кторович Та́рле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября (8 ноября) 1874, Киев — 5 января 1955, Москва) — русский и советский историк, педагог, академик АН СССР (1927).
Родился в еврейской семье[1], был назван Григорием. Отец, Вигдор Герцевич (Виктор Григорьевич) Тарле, был купцом второй (позже первой) гильдии[2], но занимался в основном воспитанием детей; служил распорядителем магазинчика, принадлежавшего киевской фирме, а управлялась там его жена Розалия Арнольдовна. Он владел немецким и даже переводил Достоевского. Мать происходила из семьи, в истории которой было много знатоков и толкователей Талмуда.
Осенью 1929 — зимой 1931 года ОГПУ по «Академическому делу» академика С. Ф. Платонова была арестована группа известных учёных-историков. Привлекались Ю. В. Готье, В. И. Пичета, С. Б. Веселовский, Е. В. Тарле, Б. А. Романов, Н. В. Измайлов, С. В. Бахрушин, А. И. Андреев, А. И. Бриллиантов и другие, всего 115 человек. ОГПУ обвиняло их в заговоре с целью свержения Советской власти[13]. Тарле в новом Кабинете предназначался, якобы, пост министра иностранных дел. Академия наук СССР исключила арестованных из своего состава.

Е. В. Тарле был также обвинён в принадлежности к «Промпартии».[14] Решением коллегии ОГПУ от 8 августа 1931 года Е. В. Тарле был сослан в Алма-Ату, где провёл около двух лет.
После ссылки

В конце 1932 года вернулся в Ленинград и был восстановлен в должности профессора ЛГУ. В марте 1935 года начал писать для серии «Жизнь замечательных людей» биографию Наполеона, по заказу, как он сообщил жене, «очень больших шишек»[15].

17 марта 1937 года Президиум ЦИК СССР снял судимость с Е. В. Тарле. Однако 10 июня 1937 года в «Правде» и «Известиях» были опубликованы разгромные рецензии на книгу «Наполеон». В частности, она была названа «ярким образцом вражеской вылазки»[16]. Тем не менее уже на следующий день эти газеты опубликовали редакционные опровержения. Е. В. Тарле был прощён, предположительно, по личной инициативе Сталина[Комм 3].
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 1314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 05:04 am
Powered by Dreamwidth Studios