arbeka: (Default)
[personal profile] arbeka
Второй муж Аси Гурьяновой

"В октябре 1937 г. Йохансен был выслан из Советского Союза , как и все иностранные граждане. "



"Я нашел лишь вот эту затертую фотографию, на которой трое еще молодых ученых – Ася Гурьянова, Павел Ушаков и Оська Закс (1922 г.).
По-разному сложилась их судьба: Е.Ф. Гурьянова и П.В. Ушаков стали известными учеными и профессорами, а И.Г. Закс был репрессирован и его следы затерялись в конце 30-х г. Осталось множество описанных им полихет и названные в его честь полихета Zachsiella nigromaculata и удивительный двустворчатый моллюск Zachsia zenkewitschi.

http://olnud.livejournal.com/198534.html
................

Евпраксия Фёдоровна Гурьянова (12 (25) января 1902, Череповец — 27 января 1981, Ленинград) — советский гидробиолог, карцинолог и зоогеограф, специалист по систематике равноногих ракообразных и бокоплавов, доктор биологических наук (1934).

Семья

Её отец, Фёдор Васильевич Гурьянов (1865—1919), родился в Киеве, после окончания Санкт-Петербургского университета стал преподавателем математики Череповецкого реального училища. За выслугу лет получил личное дворянство. Мать, Татьяна Фёдоровна (1866—1940), была родом из деревни Карзово Тверской губернии. Евпраксия Фёдоровна была в семье седьмым ребёнком из 11[3].

В 1920-х годах была женой Евгения Михайловича Крепса. В 1930 году познакомилась с Гансом Йохансеном[en] . В 1931 году у них родился сын Томас, умерший в младенчестве. В 1937 году она вышла за него замуж, но в конце 1937 года он был выслан из СССР. В 1938 году родилась дочь Татьяна. После смерти старшей сестры Натальи, Евпраксия Фёдоровна удочерила её дочь Людмилу Лейман. В 1946 году Гурьянова в третий раз вышла замуж за Бориса Евсеевича Быховского[3].
................
Евге́ний Миха́йлович Крепс (1899—1985) — советский учёный-физиолог. Академик АН СССР (1966)[1]. Герой Социалистического Труда.

Борис Евсеевич Быховский (14 (27) августа 1908 — 26 января 1974) — советский учёный-зоолог, паразитолог, академик АН СССР (1964), директор Зоологического института АН СССР (1962—1974), основатель и первый главный редактор журнала «Паразитология»[1].

Ганс Кристиан Йохансен (2 декабря 1897–18 декабря 1973) был датским - русским профессором зоологии , сначала в Томском государственном университете , позже в Копенгагенском университете .Википедия site:wiki5.ru
Жизнь

Ханс Йохансен родился в Риге , Губернаторство Ливония , Российская Империя (Латвия ныне) датским родителям. Учился в рыцарской и соборной школе в Ревеле в Ревеле (Таллинн ). Весной 1916 года он приехал в Томск изучать естествознание, будучи молодым, увлеченным исследованиями, студентом. Он познакомился с русскиморнитологомГерманом Йохансеном , с которым у него не было кровных родств, и в русском языке их имена написаны по-другому. Они отправились в экспедицию по сбору птиц к южной границе тайги между реками Ом и Обь . В 1917 году Ганс Йохансен исследовал Барабинскую степь в одиночку. Русская революция и последующая Гражданская война отрезали его от дома и финансов. В течение 1918–1919 гг. Он путешествовал пешком, с большим трудом и приключениями, через Алтайские горы почти два года. На Алтае он впервые женился на А. Ялбачева. Он собрал около 500 экземпляров птиц. Летом 1920 года он исследовал Бийскую степь и провел зиму 1920/1921 года в Томске . Википедия site:wiki5.ru
С мая 1921 года поступил в докторантуру в Мюнхене и защитил кандидатскую диссертацию по зоогеографии в 1924 году. Впоследствии он вернулся в Томск и с 1925 года работал ассистентом Германа Йохансена . Он совершил экспедицию в Уссури в 1926 году и в тайгу Нарымского бассейна в 1927 году. Ханс Йохансен переехал на Камчатку в 1928 году, и вскоре после этого обосновался на Командорских островах в качестве научного руководителя эксплуатации пушных зверей. Он пробыл там 3 с половиной года.

Профессор Герман Йохансен умер в 1930 году, и через некоторое время его преемником профессора зоологии в Томске был назначен Ханс Йохансен. Ему удалось собрать небольшую группу из студентов-орнитологов , которые были отправлены для исследования птичьей фауны неизведанных ранее территорий Западной Сибири . Йохансен посетил Салаир в 1934 году и Кузнецкий Алатау весной 1937 года. Его коллекция образцов сибирских птиц к тому времени выросла примерно до 4500. Это было достигнуто в основном благодаря его собственным усилиям. и его учениками, а также приобретением коллекций Германа Йохансена и других. За годы работы профессором в Томске Ханс Йохансен часто посещал с целью ознакомления коллекции птиц Российской академии наук в Санкт-Петербурге .Википедия site:wiki5.ru
В октябре 1937 г. Йохансен был выслан из Советского Союза , как и все иностранные граждане. Он приехал в Эстонию , где был безработным, позже работал в Herder Institut , Латвии и в Германии . В мае 1944 года он переехал из Германии в Данию . Его мать, дочь и старшая сестра переехали в Данию ранее. Здесь он работал в Зоологическом музее Университета Копенгагена и возглавлял его центр кольцевания в 1943–1960 гг. Википедия site:wiki5.ru
From: [identity profile] jlm-taurus.livejournal.com
Иванов-Петров: "Николай Гладков, советский орнитолог. Попал в плен, взят из концлагеря - согласился сотрудничать. Был военным переводчиком. Получил даже ефрейторский чин в немецкой армии. Переписывался с немецкими ортнитологами, переводил им деньги из своей зарплаты солдата - чтобы купили ему профессиональную литературу. Штреземану, знаменитому немецкому орнитологу, которому писал с просьбой выцепить его с фронта, - прислал посылку сигарет. Тот в Берлине маялся без курева - в Германии было не сладко.

Послужив несколько лет на востоке, Гладков переведен на западный фронт. Во Франции попал в плен к британцам, выдан в СССР. Наврал СМЕРШу, что - типа обычный военнопленный, не сотрудничал. Пробрался поближе к Москве, пару лет работал сторожем, потом вернулся в Зоомузей, защитил докторскую, стал профессором, один из авторов уникального издани "Птицы СССР". Никто не знал о его жизни в войну. Это так и осталось тайной - но вот теперь Новак раскопал документы у немцев. Между тем, всю жизнь Гладков интересовался только зоологией. И из действующей немецкой армии писал такие же письма, какие он писал бы из советских концлагерей, если бы попал туда, или из ссылки, или из провинции. Что забывает французский, к сожалению, что нет литературы, что провел интереснейшие наблюдения за такими-то птичками...

Он совершенно никакой не предатель, просто проехала по человеку война, а он пытался жить, и больше ничего. Между тем послевоенная его "успешная" жизнь в СССР и профессорствование - пришлись на времена Презента. Так вот, сколько можно знать - не прогибался, или, скажем, прогибался ничуть не более необходимого, и отстоял многих людей, не праздновал труса - а ведь рисковал намного больше, чем прочие.

Немец Нитхаммер. Его шеф, ярый фашист, из патриотических соображений от его имени написал заявление с просьбой принять в войска СС. И не противник режима, а очень лояльный юноша, но совсем не жаждущий быть в СС - попал в СС. От разрешения вступить в СС - не отказывались, раз было заявление. И попал в охрану Аушвица. Работал в охране главных ворот лагеря. Было ему неприятно, больше отпрашивался, наблюдал в окрестностях за птицами, снабжал утками офицерский состав. Попросился на другую службу, через несколько месяцев перевели - личное разрешение коменданта Гесса.

Потом, после победы, был арестован, сидел, британские орнитологи по просьбе жены заступились перед польским судом, отсидел 3 года, вернулся в Ганновер. Понимал, в какой ужас вляпался, считал себя преступником, не мог спокойно относиться к этой всей истории. На суде показал, что еще до прибытия в Аушвиц знал, что такое концентрационный лагерь. Но только когда увидел - понял. До того - фантазии не хватало.

Поляк Войтусяк. Гестапо Кракова приказало всем научным сотрудникам города явиться в мэрию на собрание. Пришли - там всех мужчин - в концлагеря. Бреслау, потом Заксенхаузен. Жена написала коллегам мужа в Германию. Фришу, великому знатоку пчел. Фриш написал профессору Кюну, у которого был аспирант Грайте. Кюн написал бывшему аспиранту, который теперь был крупным нацистским деятелем.

Грайте обратился к коменданту Дахау. Войтусяк и еще несколько польских ученых освобождены. Потом эти попытки пресекли - генерал-губернатор Польши написал, что вони вокруг нескольких професоров много, вечно все пишут и жалуются, и в будущем надо их ликвидировать сразу на месте, а не слать в лагеря, откуда их выпрашивают. Так и делали - после оккупации Львова профессоров расстреляли на месте, чтоб не возиться. А Войтусяк вышел из Дахау, поблагодарил Фриша. Тот послал ему адрес Грайте - вот кто тебя спас. Войтусяк написал Грайте, поблагодарил и спросил - чем может отблагодарить за жизнь. Грайте не ответил. Войтусяк как-то перебился войну, куратором при музее, а после войны, в 1946 г., пришло ему письмо. От жены Грайте - она была беременна шестым ребенком, а мужа арестовали британские власти. И Фриш тоже написал Войтусяку - помоги Грайте. Тот тут же написал серию писем - британским властям, коменданту английского лагеря, польскому консулу, в МИД - кому только мог. Дело было трудное, но в 1948 Грайте был освобожден из лагеря. И таких вот историй полная книга."
From: [identity profile] belkafoto.livejournal.com
Спасибо. Соглашусь. Сейчас, наверное, ученая взаимовыручка уже так не работает.

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 01:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios